Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » 2014 » Апрель » 20

    Воспитанники детского дома в Болгарском культурном центре

       В субботу в Болгарском культурном центре в гостях были воспитанники Благовещенского детского дома. Они послушали рассказ Ирины Ивановны Бакке об истории Болгарии, освобождении Россией Болгарии от османского ига. Директор центра Татьяна Коробова рассказала о культуре, атрибутах, праздниках болгарского народа. А председатель Совета фонда культуры имени Мажита Гафури Камаева Люция  немного рассказала о древнем историческом прошлом Дунайской и Волжской Болгарии, пригласила участвовать в конкурсе "Мы читаем Мажита Гафури" и подарила библиотеке интерната книгу стихов-посвящений "Венок Мажиту Гафури". Затем дети и взрослые занялись изготовлением мягких игрушек-зайчиков. И после чаепития дети отправились на экскурсию по Уфе.

     

    Просмотров: 580 | Добавил: gafuri | Дата: 20.04.2014 | Комментарии (0)

    К 100-летию Анвера Бикчентаева

     автор: Люция Камаева-Гафури

     11 апреля в Центральной городской библиотеке состоялся урок краеведения, посвященный коренному уфимцу, известному российскому писателю Анверу Бикчентаеву. В библиотеку пришли ученики одной из уфимских школ вместе с классным руководителем.

    Я дружила с вдовой писателя Рабигой Аминевной Бикчентаевой. Квартиры Гафури и Бикчентаевых находятся на одной лестничной площадке. В настоящее время в них проживают их потомки. Кабинеты Анвара Гафури и Анвара Бикчентаева разделяла общая стена. Рабига апа рассказывала, что два Анвара перестукивались азбукой Морзе, договариваясь о встрече. Их многое объединяло, оба были фронтовиками. Часто их вместе можно было увидеть за шахматной доской.  В домашнем архиве моего мужа внука Мажита Гафури Халита Анваровича хранятся книги Анвара Гадеевича с посвящениями его отцу и матери - Анвару и Розе Гафури.

    Рабига Аминевна подарила с своей надписью мне на день рождения книгу Анвера Гадеевича "Я не сулю тебе рая..." , написанную о строителях завода в г. Салавате, так как я - уроженка этого города.  Рабига Аминевна рассказывала, что Анвар Бикчентаев писал на русском языке, и поэтому его книги сначала издавались в Москве, а потом в Уфе. К ним часто приезжали московские писатели и из других республик. Рассказала эспромт, сочиненный Сергеем Михалковым у них дома, когда в космос послали собачек Белку и Стрелку:

    "До чего дошла наука - 

    на Луну послали суку,

    Неужели у людей

    Не нашлось бы кобелей?

    Она прекрасно шила, подарила мне на 8 марта сшитый собственноручно фартук с кружевами. Я его берегу как память о ней. Еще она была замечательной хозяйкой и прекрасно готовила татарские и башкирские блюда и меня научила готовить: вак-беляши, праздничный пирог губадию, кыстыбый, суп с клецками, тутырлган таук (фаршированную курицу). Пекла она часто и нам заносила угостить. А когда я пекла, приглашала ее на чай. Мы очень дружно с ней жили. Она повторяла: "У Халита гены Гафури", интересовалась настроением Халита.

    Она в детстве видела Мажита Гафури. Рассказывала, что когда бежала в школу и возвращалась из школы, смотрела: сидит ли на крыльце своего дома Гафури, и если видела его, ей становилось радостно, но подойти к нему не осмеливалась. Она спрашивала у своего соседа Анвара Гафури: "Анвар, пишешь ли ты воспоминания о своем отце?". "Пишу, пишу..., - отвечал он. Воспоминания об отце Анвар Гафури публиковал в газетах и журналах. А книга вышла в свет через много лет после смерти автора стараниями Фонда культуры имени Мажита Гафури.

    Отец Рабиги Аминевны был первым прокурором республики, а в годы репрессий скрывался под вымышленным именем, вынужден был жить в Москве отдельно от семьи. Мать происходила из рода золотопромышленников Рамиевых. Ее спас и  помог получить образование Султанов. Рабига Аминевна была отличной стенографисткой. После завершения курсов в Москве ее направили в Башкирию и определии стенографисткой к молодому журналисту Анверу Бикчентаеву, а оказалось это назначение их судьбой. В Великую Отечественную войну Анвар Гадеевич ушел на фронт военным корреспондентом, а Рабига Аминевна преподавала стенографию в спецшколе. 

    Рабига Аминевна говорила мне, что жизнь с человеком творческой профессии нелегка, требует большого терпения. Писателю необходимо путешествовать, вбирать впечатления, чтобы потом перенести на бумагу. Анвар Бикчентаев, возвращаясь домой, говорил: "Дороги приносят новые темы". Рабига Аминевна готовилась к 80-летию Анвера Бикчентаева. Заходила к нам, репетировала сценарий. За чашкой чая на кухне рассказывала наизусть рассказ Анвара Гадеевича "Бакенщики не плачут", слезы наворачивались на ее глаза. Она говорила, что в этом рассказе он описал себя.

    Торжественный вечер блистательно прошел в Доме актера. Многие писатели на вечере с восхищением говорили о Рабиге Аминевне, прозвучала и такая фраза, сказанная Назаром Наджми: "А наши жены проведут ли подобный вечер памяти о нас?.." Рабига Аминевна привела в порядок рукописи мужа, завершила его последнюю повесть (можно назвать "лебединую песню") "Уфа малайлары" ("Уфимские мальчишки"), написанную на башкирском языке. Анвар Гадеевич написал повесть о своем детстве, друзьях-мальчишках, об удивительно дружных жителях уфимских дворов. Рабига Аминевна ходила на прием к президенту и добилась установки мемориальной доски на доме № 73 по улице Достоевского, где мы живем, и издания его последней книги. Вернувшись после встречи с президентом, зашла сразу к нам не переодеваясь, одетая в красивый костюм, с порога устало и радостно сказала, что президент обещал выполнить ее просьбу.

    Потом она переехала в Москву, ближе к дочери. Уезжая из Уфы навсегда, хотела сделать нам подарок: обменять нашу трехкомнатную квартиру на их четырехкомнатную. Но мы привыкли к своей, поскольку в ней живет семейная память Гафури и не согласились на обмен... Общались по телефону. Спустя пять лет ее не стало... А  мудрые советы Рабиги Аминевны я чту и храню о ней светлую, добрую память...

    Просмотров: 1844 | Добавил: gafuri | Дата: 20.04.2014 | Комментарии (1)

    http://kprf102.ru/index.php/v-bashkirii/386-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B.html

    ЧЕЛОВЕК ПЛАНЕТЫ

    ЧЕЛОВЕК  ПЛАНЕТЫ

    «Юрий был первым во всём.

    Он был лучшим среди нас»

    Андриян Николаев.

    В марте 1960 года в Звездный городок, который тогда еще только закладывался прибыла первая группа будущих космонавтов. Вот они:

     

    Юрий Гагарин,

    Герман Титов,

    Андриан Николаев,

    Павел Попович,

    Валерий Быковский,

    Владимир Комаров,

    Павел Беляев,

    Алексей Леонов,

    Борис Волынов,

    Евгений Хрунов,

    Георгий Шонин,

    ВикторГорбатенко.

     

     

    Журналистские тропы помогли мне со многими из них встречаться, беседовать, фотографироваться. В том числе с мужественным сыном чувашского народа, космонавтом-3 Андрияном Николаевым. Встречался с ним я несколько раз и в Москве, и когда он в составе правительственной делегации Чувашской Республики побывал в Уфе, Стерлитамаке и в Аургазинском районе, где компактно проживают более 17 тысяч представителей чувашского народа.

    Два дня находился я рядом с космонавтом, слушал его выступления и просто в салоне автомобиля записывал на магнитофон его ответы на мои вопросы. Есть у меня выдержки и из прежних его интервью и высказываний. И, думается, в День космонавтики уместно часть из них предложить вниманию читателей.

    —                        Как начался Ваш путь в космос?

    —          Я был летчиком-истребителем. Приехали к нам в полк военные медики. Командир пригласил меня в кабинет и говорит: «Предлагается пройти комиссию, чтобы летать на новой технике. Согласен?». Отвечаю: «Готов всегда летать выше всех, дальше всех, быстрее всех». Это не мое изречение, а давнишнее летчиков...

    Комиссию проходил вместе с Юрием Гагариным. Были также Леонов, Попович, Быковский... Из 40 человек отобрали лишь семерых. А ведь эти сорок по состоянию здоровья летали на самых современных боевых самолетах...

    Распустили нас по домам, мол, ждите — вызовем. Было это в сентябре 1959 года. А вы­звали лишь в марте следующего года. Переживал крепко, думал или забыли или забраковали.

    Я был летчиком первого класса, неженатым, днем и ночью дежурил. В субботу-воскресенье семейные просили за них подежурить. Пожалуйста. Так служил. Был лейтенантом. А когда создали новую эскадрилью назначили меня начальником штаба. Сейчас эта должность подполковника...

    Накануне вызова в отряд космонавтов провел четыре воздушных боя. А потом командир эскадрильи вручает телеграмму, вот, мол, завтра быть тебе в Москве. Телеграмму он, оказывается, еще утром получил. Говорю: «Что же молчал?» — «Чтобы ты свои полеты спокойно завершил». В общем, правильно поступил:

    В отряд космонавтов пришел вместе с Гагариным. Вместе с новыми друзьями начал учиться и тренироваться. Особенно по душе мне пришелся улыбчивый, ни при каких передрягах не терявший хорошего настроения Юрий Гагарин. Он был первым во всем: и в баскетболе, и в терпеливом освоении новых для нас наук, и в работе по благоустройству городка, и в острой, но не обидной шутке. Помню, как при первом знакомстве Юрий нагадал мне тоном заправской цыганки: «Ждет тебя, касатик, дальняя дорога». Той же фразой я отплатил ему перед самым его стартом. Я забыл тогда от волнения, что он в шлеме, хотел поцеловать и стукнулся лбом о ко­зырек так, что шишка появилась...

    «Ребята, один за всех и все за одного!» — крикнул нам Юра и направился к стартовой площадке.

    А когда пришел мой черед лететь в космос, Гагарин опять повторил свое «предсказание», но уже без малейшей тени юмора.

    -  Действительно ли на тренировках приходилось выдерживать многократные перегрузки?

    - Каждый из нас по-разному относился к многочисленным тренажерам и стендам. Я, например, страшно не любил термокамеру и говорил всем об этом откровенно. Сто потов с тебя сойдет, пока кончится испытание. Но как ни противен был мне этот тренажер, поблажки я себе не давал. Возьму себя в руки, перешагну порог камеры, а когда кончается «сеанс», не срываюсь с места, а тихонько, не торопясь, поднимаюсь, задержусь немного и не спеша выхожу. Так я приучил себя к термокамере.

    —                        Наверное, это и помогло стать Вам командиром отряда космонавтов?

    —                        Гагарин был первым командиром нашего отряда. А когда он на повышение пошел — меня назначили. И вот с 1963 года по 1968 год я был командиром отряда космонавтов. Почти все космонавты моего возраста и помоложе прошли, можно сказать, через мои руки. И даже те, кто сегодня летает...

    —                        Мог ли на месте Гагарина в первом полете в космос быть другой?

    У Гагарина было столько плюсов и в знаниях, и в закалке, и в складе характера, что мы, его друзья, еще до того, как стало известно решение Государственной комиссии, единодушно прикинули: «Лететь, наверное, Юрию...». Так мы ему и сказали; «Убеждены, Юра, что первым полетишь ты. А потому вот тебе наше напутствие: самое трудное быть первым, но мы все крепко в тебя верим и крепко на тебя надеемся. И еще одно: какая бы слава на тебя ни обрушилась, мы надеемся, что ты останешься самим собой, таким же, каким мы знаем тебя сейчас». Гагарин и думать не хотел, что стартовать первым придется именно ему. Но мы-то в этом не сомневались и потому настаивали на своем и требовали от него прямого ответа. Взволнованный, растроганный до глубины души, Юрий обнял за плечи меня и Германа — он сидел между нами и сказал: «Ну что вы, ребята... Вот вам мое сердце. Оно всегда останется таким же».

    То, что совершил Юра, мог совершить только он. Почему именно он был первым? Его имя назвали за два дня до полета. И никто из нас не удивился, внутренне мы ждали, что Государственная комиссия остановит свой выбор на Гагарине. Взвесив все «против» и «за», каждый из нас молчаливо проголосовал за него.

    Но — хотите верьте, хотите нет — после того, как прозвучало правительственное сообщение о первом космическом полете, мы поняли, в каком грандиозном историческом событии дове­лось нам участвовать. У нас точ­но крылья выросли! Начало есть! А до этого мы просто работали и никто из нас не думал о подвигах...

    Юрий перед полетом думал только о полете. А уж люди сами назвали его героем. У нас сейчас много молодежи, хорошей, грамотной. Хотелось бы, чтобы те, кто идет нам на смену, никогда не забывали о чистоте и бескорыстности гагаринского героизма.

    —                        Пожалуйста, расскажите еще о себе.

    —                        Мне повезло дважды побывать в космосе. В первый раз после Гагарина и Титова — мне предложили быть командиром «Востока-3». И вот такой факт — малоизвестный. Руководители полета и врачи никак не могли договориться: сколько мне летать. Врачи говорят, Титов, мол, сутки летал, значит, Николаеву надо планировать двое суток. А Королев убеждает: нет, давайте запланируем полет в течение трех суток с возможной посадкой после первых, вторых и третьих суток. Казалось бы, одно и то же, но Королев вопрос глубже ставил. А меня не спрашивали, я молчал. А накануне старта Королев опять совещание провел. Спорили - спорили и, наконец, у меня спрашивают: ты мол, к ... Читать дальше »

    Просмотров: 833 | Добавил: gafuri | Дата: 20.04.2014 | Комментарии (0)

    http://kprf102.ru/index.php/v-bashkirii/387-2014-04-12-10-16-40.html

    Цветы космическому первопроходцу!

          12 апреля в 15.00  группа коммунистов, комсомольцев и сторонников нашей партии собралась у бюста Юрия Гагарина перед корпусом Уфимского Государственного Авиационного технического университета на улице Коммунистическая.

     

          Красные знамена, листовки  о развитии космоса, привлекли внимание   прохожих, а к подножью были возложены живые цветы в знак  признания подвига первого советского  космонавта,  коммуниста проложившего дорогу к звездам. 

            Перед  присутствующими выступил Секретарь Башкирского рескома КПРФ, главный редактор   газеты "Коммунист Башкортостана" М.А. Гафуров.

           А затем в помещении рескома участники торжественного мероприятия, к которым  присоединились пионеры, прослушали  интересную беседу физика и астронома  Сергея Евдокимовича  Носикова о том,  как человек шел  к космосу. 

      

           Не менее  интересным был фильм  о Юрии Гагарине и о сложном пути, по которой прошел СССР под руководством коммунистической партии от полуфеодальной  страны к могучей космической державе.

            Встреча закончилась викториной, конкурсами по теме космонавтики, чаепитием и общей фотографией на  память.

     

            Пресс-служба  Башкирского рескома КПРФ.

    ... Читать дальше »

    Просмотров: 573 | Добавил: gafuri | Дата: 20.04.2014 | Комментарии (0)

    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930
    Архив записей
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz