К 100-летию Анвера Бикчентаева
автор: Люция Камаева-Гафури
11 апреля в Центральной городской библиотеке состоялся урок краеведения, посвященный коренному уфимцу, известному российскому писателю Анверу Бикчентаеву. В библиотеку пришли ученики одной из уфимских школ вместе с классным руководителем.
Я дружила с вдовой писателя Рабигой Аминевной Бикчентаевой. Квартиры Гафури и Бикчентаевых находятся на одной лестничной площадке. В настоящее время в них проживают их потомки. Кабинеты Анвара Гафури и Анвара Бикчентаева разделяла общая стена. Рабига апа рассказывала, что два Анвара перестукивались азбукой Морзе, договариваясь о встрече. Их многое объединяло, оба были фронтовиками. Часто их вместе можно было увидеть за шахматной доской. В домашнем архиве моего мужа внука Мажита Гафури Халита Анваровича хранятся книги Анвара Гадеевича с посвящениями его отцу и матери - Анвару и Розе Гафури.
Рабига Аминевна подарила с своей надписью мне на день рождения книгу Анвера Гадеевича "Я не сулю тебе рая..." , написанную о строителях завода в г. Салавате, так как я - уроженка этого города. Рабига Аминевна рассказывала, что Анвар Бикчентаев писал на русском языке, и поэтому его книги сначала издавались в Москве, а потом в Уфе. К ним часто приезжали московские писатели и из других республик. Рассказала эспромт, сочиненный Сергеем Михалковым у них дома, когда в космос послали собачек Белку и Стрелку:
"До чего дошла наука -
на Луну послали суку,
Неужели у людей
Не нашлось бы кобелей?
Она прекрасно шила, подарила мне на 8 марта сшитый собственноручно фартук с кружевами. Я его берегу как память о ней. Еще она была замечательной хозяйкой и прекрасно готовила татарские и башкирские блюда и меня научила готовить: вак-беляши, праздничный пирог губадию, кыстыбый, суп с клецками, тутырлган таук (фаршированную курицу). Пекла она часто и нам заносила угостить. А когда я пекла, приглашала ее на чай. Мы очень дружно с ней жили. Она повторяла: "У Халита гены Гафури", интересовалась настроением Халита.
Она в детстве видела Мажита Гафури. Рассказывала, что когда бежала в школу и возвращалась из школы, смотрела: сидит ли на крыльце своего дома Гафури, и если видела его, ей становилось радостно, но подойти к нему не осмеливалась. Она спрашивала у своего соседа Анвара Гафури: "Анвар, пишешь ли ты воспоминания о своем отце?". "Пишу, пишу..., - отвечал он. Воспоминания об отце Анвар Гафури публиковал в газетах и журналах. А книга вышла в свет через много лет после смерти автора стараниями Фонда культуры имени Мажита Гафури.
Отец Рабиги Аминевны был первым прокурором республики, а в годы репрессий скрывался под вымышленным именем, вынужден был жить в Москве отдельно от семьи. Мать происходила из рода золотопромышленников Рамиевых. Ее спас и помог получить образование Султанов. Рабига Аминевна была отличной стенографисткой. После завершения курсов в Москве ее направили в Башкирию и определии стенографисткой к молодому журналисту Анверу Бикчентаеву, а оказалось это назначение их судьбой. В Великую Отечественную войну Анвар Гадеевич ушел на фронт военным корреспондентом, а Рабига Аминевна преподавала стенографию в спецшколе.
Рабига Аминевна говорила мне, что жизнь с человеком творческой профессии нелегка, требует большого терпения. Писателю необходимо путешествовать, вбирать впечатления, чтобы потом перенести на бумагу. Анвар Бикчентаев, возвращаясь домой, говорил: "Дороги приносят новые темы". Рабига Аминевна готовилась к 80-летию Анвера Бикчентаева. Заходила к нам, репетировала сценарий. За чашкой чая на кухне рассказывала наизусть рассказ Анвара Гадеевича "Бакенщики не плачут", слезы наворачивались на ее глаза. Она говорила, что в этом рассказе он описал себя.
Торжественный вечер блистательно прошел в Доме актера. Многие писатели на вечере с восхищением говорили о Рабиге Аминевне, прозвучала и такая фраза, сказанная Назаром Наджми: "А наши жены проведут ли подобный вечер памяти о нас?.." Рабига Аминевна привела в порядок рукописи мужа, завершила его последнюю повесть (можно назвать "лебединую песню") "Уфа малайлары" ("Уфимские мальчишки"), написанную на башкирском языке. Анвар Гадеевич написал повесть о своем детстве, друзьях-мальчишках, об удивительно дружных жителях уфимских дворов. Рабига Аминевна ходила на прием к президенту и добилась установки мемориальной доски на доме № 73 по улице Достоевского, где мы живем, и издания его последней книги. Вернувшись после встречи с президентом, зашла сразу к нам не переодеваясь, одетая в красивый костюм, с порога устало и радостно сказала, что президент обещал выполнить ее просьбу.
Потом она переехала в Москву, ближе к дочери. Уезжая из Уфы навсегда, хотела сделать нам подарок: обменять нашу трехкомнатную квартиру на их четырехкомнатную. Но мы привыкли к своей, поскольку в ней живет семейная память Гафури и не согласились на обмен... Общались по телефону. Спустя пять лет ее не стало... А мудрые советы Рабиги Аминевны я чту и храню о ней светлую, добрую память...
|