http://www.bashinform.ru/news/749270-mazhit-gafuri-osnovopolozhnik-natsionalnoy-literatury-k-135-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-poeta-i-pisate/
20 июля 2015 года, Понедельник, 9:33 // КУЛЬТУРА
Мажит Гафури — основоположник национальной литературы
(К 135-летию со дня рождения поэта и писателя)
Главная ›
УФА, 20 июл 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Мажита Гафури — выдающегося писателя, поэта, драматурга, признанного классика башкирской и татарской литературы.
Мажит Гафури (настоящее имя Габдельмажит Нурганиевич Гафуров) родился 20 июля (3 августа по новому стилю) 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского района Республики Башкортостан. Воспитывался он в семье сельского учителя, рано осиротел. Учился в сельском медресе. Работал сезонным рабочим.
Поступил в медресе «Расулия» в Троицке. В 1904 году приехал в Казань, где учился в медресе «Мухаммадия», затем продолжил обучение в уфимском медресе «Галия».
В 1902 году Мажит Гафури написал свое первое стихотворение «Ишану», в котором зло высмеял религиозный фанатизм. В стихотворениях «Сибирская железная дорога» (1904), «Бедняки» (1909), рассказе «Жизнь, прошедшая в нищете» (1904) он правдиво описал беспросветную жизнь и быт простых людей.
Постепенно критическая направленность его творчества усиливается. В стихотворениях «Две птицы» (1906), «Богач», «Наши дни» (1907), «Я и мой народ», «Я там, где стонут бедняки» (1912) поэт отстаивает идеи свободы, призывает к борьбе за переустройство жизни. Сборники «Моя молодость» (1906), «Любовь к нации» (1907) были конфискованы властями, как призывающие к свержению существующего строя.
События революционного подъема 1905-1907 годов обострили интерес Мажита Гафури к национально-освободительным идеям. Он стремился рассматривать задачи улучшения положения трудящихся в свете борьбы народа против царизма. Позднее, в ответ на наступление реакции, поэт усилил внимание к социальным проблемам, страданиям народа, защите прав угнетенных («Я вышел на базар», «Богач и его работник», «Нищий ребенок», «Жалею!», «Мертвая душа»).
В эти годы Мажит Гафури обратился к басенному жанру, создал целую галерею ярких сатирических персонажей. В 1907-1917 годы им написано почти тридцать басен. В некоторых из них чувствуется влияние русского баснописца Ивана Крылова. Острую социальную направленность имеют басни «Бык и волк», «Кто съел овцу?», «Собака и заяц». Образное, аллегорическое решение проблемы взаимоотношений правителей и народа представлено в баснях «Соловей», «Выборы птицами царя».
В апреле 1912 года в Уфу приезжает великий татарский поэт Габдулла Тукай. Одна из целей его приезда была встреча с Мажитом Гафури самым известным в то время поэтом Башкирии. Семья Мажита Нурганиевича тогда жила очень бедно, поскольку существовал запрет властей на публикацию его произведений. Гафури был вынужден продать на рынке костюм и купить на вырученные деньги булки и полфунта варенья, чтобы угостить Габдуллу Тукая. Но Тукай, зная о тяжелых условиях жизни Гафури, категорически отказался от приглашения. На смерть Тукая Мажит Гафури написал стихотворение «Ты не умер, будешь жить в веках».
Ранняя лирика Мажита Гафури вошла в сборники «Стихотворения Гафури», «Впечатления», «Мелодия и печаль». Его стихи отличаются разнообразием социальных мотивов и богатством лирических настроений. С годами в поэзии молодого поэта усиливается психологизм. В его литературных исканиях происходит крутой поворот от трагизма к оптимизму. В поэтическом мире Мажита Гафури появилась романтика любви и воцарение разумной силы, освещающей духовный и социальный мир людей. В повести «Любовные письма» торжествуют культ любви и идеалы счастья. Стихотворения «Любовь» и «Рассвет» также пронизаны светлым оптимизмом.
Традиции восточной просветительской литературы, реалистические элементы Востока и художественные достижения татарского и башкирского фольклора образовали в творчестве Мажита Гафури тот идейно-художественный сплав, который в начале XX века дополнился и обогатился революционными идеями. Средством преобразования общества Мажит Гафури считал просвещение людей. Уже в произведениях начального периода творчества он проявил себя как писатель-реалист.
Весной 1912 года Гафури устраивается на работу в типографию «Шарек» («Восток») в качестве корректора. В этой типографии он работал до 1919 года. С началом войны 1914 года романтика любви и дружбы уступает место скорби и осуждению насилия. В 1915 году Мажит Гафури написал известные стихотворения «Видно нет тебя, Аллах!» и «Кто он?», в которых выразил ненависть народа к войне, заклеймил ее как преступление перед человечеством. Резкий протест против братоубийственной бойни он выразил в рассказе «Солдатка Хамида».
Революционные события 1917 года Мажит Гафури принял восторженно, посвятив им стихи «Красный флаг», «Утро свободы», «Судный день», «Наш путь». В стихотворении «Луч», посвященном памяти революционера Мулланура Вахитова, он акцентировал внимание на жертвенности революционных героев. Одна из главных тем того периода — изображение прошлого рабского труда с позиции идеалов труда свободных людей. Когда Советская республика оказалась в опасности, Мажит Гафури пламенно выступил в защиту завоеваний революции, направив свое острое перо против белогвардейцев, интервентов.
В советское время Мажит Гафури прилагал много усилий для организации периодической печати автономной Башкирии — газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Бедняки Востока», «Урал» и других. Работал в газете «Кызыл юл», с 1922 года — в газете «Башкортостан». После разделения газеты трудился в татароязычной газете «Новая деревня» (ныне «Кызыл тан») заведующим отделом писем, публиковал очерки, злободневные статьи, фельетоны, рецензии.
В 20-е годы Мажит Гафури создает повести «Черноликие», «Ступени жизни», «На золотых приисках поэта», которые заложили основы башкирской прозы советского периода. Главным героем его произведений становится человек труда. Драма «Золотая звезда» (1925) стала первым в башкирской драматургии произведением, показавшим события Гражданской войны. В 1928-1929 годы Мажит Гафури пишет либретто оперы «Рабочий», оказавшей огромное влияние на развитие национальной музыкальной драматургии. В целом его творческая и общественная деятельность сыграла значимую роль в развитии башкирской и татарской литературы 20-30-х годов.
В 1923 году Мажиту Гафури, первому из башкирских поэтов, было присвоено почетное звание народного поэта Башкирской АССР. Он скончался 28 октября 1934 года и похоронен в уфимском парке имени Ленина.
В 1940 году имя Гафури присвоено району, где он родился и вырос. Перед Башкирским академическим театром драмы, который носит имя поэта, воздвигнут памятник поэту работы Льва Кербеля. Парк имени Гафури в столице Башкортостана является любимым местом отдыха уфимцев. Улицы в Уфе, многих городах и населенных пунктах республики названы в память об этом выдающемся человеке. В доме №28 по улице Гоголя в Уфе, где Гафури прожил последние годы жизни, действует его дом-музей.
Читать полностью: http://www.bashinform.ru/news/749270-mazhit-gafuri-osnovopolozhnik-natsionalnoy-literatury-k-135-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-poeta-i-pisate/#ixzz3gW5gOs89
|