От администратора сайта Башкирского рескома КПРФ: 1 августа у памятника Мажиту Гафури, на площади перед Башкирским государственным академическим театром драмы, который носит имя первого Народного поэта Башкортостана, класика двух братских литератур - татарской и башкирской литератур, состоялись торжества, посвящённые 130-летию со дня рождения Мажита Гафури.
Фоторепортаж с этого замечательного мероприятия был опубликован на сайтах Башкирского рескома КПРФ и регионального общественного объединения - "Фонд культуры - Мажит Гафури ХХI век". А затем этот репортаж перепечатали ИА Башинформ и www.tatarlar.ru, в газете "Республика Башкортостан" №149, за 05.08.2010.
В сайте www.tatarlar.ru опубликован также дополнительный материал о Мажите Гафури, который мы в свою очередь также перепечатываем.
Народный поэт Башкортостана, классик башкирской и татарской литературы Мажит Гафури (Габдельмажит Нyрганиевич Гафуров) родился 20 июля (1 августа) 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье учителя. Начальное образование получил у отца, затем - в школе. Рано оставшись без родителей, Мажит не бросил учения. С осени 1898 до весны 1904 года учился в медресе Троицка. В летнее время зарабатывал на золотых приисках, учительствовал в казахских кочевьях. В 1904-м уехал в Казань учиться. Здесь познакомился с представителями передовой татарской интеллигенции, писал стихи на злободневные темы, печатался в газетах. Осенью 1906 года Гафури приехал в Уфу и продолжил обучение вольнослушателем духовно-светского медресе "Галия", успешно окончил его в 1909 году.
До 1928 года Мажит Гафури работал в газетах корректором, журналистом, писал стихи, прозу, пьесы, публицистику. Пройдя сложный творческий путь, он стал подлинно народным поэтом.
Посетим мемориальный Дом-музей поэта, что находится на улице Гоголя, 28. Через крылечко с небольшим навесом входим в деревянный дом. Он подарен Правительством Башкирии поэту в связи с 20-летием творческой деятельности. Гафури прожил в нем последние 11 лет своей жизни. Здесь родились многие его известные произведения.
Музей состоит из шести залов. Экспонаты рассказывают о жизни поэта. Здесь фотографии, рукописи, книги на многих языках. Тут же - членский билет Союза писателей СССР на имя Мажита Гафури, подписанный Максимом Горьким. Рабочий кабинет поэта производит на посетителей большое впечатление. Кажется, поэт совсем недавно вышел куда-то и вот-вот вернется. Между тем, его перо лежит недвижимо уже много лет - поэт умер 28 октября 1934 года.
Для начального творчества Мажита Гафури характерны идеи просветительства. В первой книге "Сибирская железная дорога, или Положение нации" проводится мысль о необходимости просвещения людей, слышен призыв народа к прогрессу и науке. Эти идеи смыкаются с прославлением могущества России. В период первой русской революции Мажит Гафури от этих идей поднимается до революционно-демократических взглядов, понимания необходимости свержения царизма.
Это привлекло внимание царских властей. У прокурора Казанской судебной палаты появляется бумага о привлечении поэта к ответу. В ней говорилось: "В то время, как начальствующие лица и правительство именуются "тиранами", "обидчиками", "людьми, причиняющими вред другим", "кровопийцами-волками", "врагами" - революционеры именуются "героями", "светлыми головами", восхваляется их деятельность, направленная к тому, чтобы свалить "большое дерево", под которым подразумевается существующий государственный строй... Стихотворения содержат призыв к продолжению деятельности, направленной к ниспровержению существующего в государстве общественного строя".
Автор был привлечен к суду. Сборники его стихов "Моя молодая жизнь", "Любовь к нации" и рассказ "Дети-сироты" конфискованы, полиция установила над поэтом надзор.
Однако свободолюбивые мотивы усиливаются в поэзии Гафури, он обращается к простому народу, призывает его к борьбе за справедливость. Первая мировая война пробуждает в поэте антиимпериалистические настроения. Такие стихотворения, как "Кто он?" и "Знать, нет тебя, аллах!", призывают солдат "стать хозяевами своей судьбы", освободиться от религиозного дурмана (не случайно духовенство предало автора анафеме).
В годы Гражданской войны основная тема творчества - героизм, революционная самоотверженность. Лирика поднята до уровня гражданской публицистики. Набатом звучало стихотворение "Клятва":
Клинок остер, рука тверда,
Закалена в бореньи грудь.
Рубить врага, громить врага -
Таков мой справедливый путь.
Пока враги родной страны
В крови не лягут, присмирев,
Я не вложу мечи в ножны,
Не усыплю свой правый гнев.
В творчестве Гафури ярко проступают новаторские черты, особенно в поэзии 20-х годов. Поэт во весь голос прославляет строителей новой жизни.
В советские годы появляются наиболее значительные прозаические и драматургические произведения. Так, в повести "Черноликие" Гафури сумел показать трагические стороны старой жизни башкир и татар, ярко показал безысходность судьбы женщины. В повести "На золотых приисках поэта" он описал социальные противоречия капиталистического мира. Трагедия "Черноликие", созданная по мотивам повести, до сих пор пользуется неослабевающим успехом у зрителя, идет на сценах многих театров.
В 1925 году в свет выходит драма "Красная звезда" об участии рабочих и крестьян в революционной борьбе. За нее автор удостоен первой премии Башнаркомпроса.
К слову сказать, Мажит Гафури проявил свой талант почти во всех жанрах литературы, оставив ценное творческое наследие. В 1940 году в связи с 60-летием со дня рождения поэта газета "Правда" писала:
"Творчество Мажита Гафури, как творчество каждого большого художника, отличается богатством и разнообразием жанров. В его произведениях слышится и голос поэта-гражданина, борца, в них звучит и пленительная, чарующая глубиной чувств лирика любви".
Имя Мажита Гафури присвоено одному из районов Башкортостана, в котором поэт родился и провел детские годы. Его имя носят парк культуры и отдыха, колхозы, Башкирский государственный академический театр драмы. Неотъемлемой частью нашего города стал памятник Мажиту Гафури перед зданием театра, носящего его имя. Пятиметровая скульптура создана народным художником СССР, лауреатом Ленинской премии Львом Кербелем и архитектором Львом Хихлухой. Отливку и контрольную сборку произвели на ленинградском заводе "Монументскульптура".