http://bash-kiprf.ru/glavnaya/pod-zhernovami-vremen ПОД ЖЕРНОВАМИ ВРЕМЕНИ
Навстречу пятому Всемирному
конгрессу татар.
Диалог о судьбе народа, второго по численности в России. 6 декабря в Казани начнет работу пятый Всемирный конгресс татар. Одну из самых больших делегаций на нем составят представители нашей республики - 75 делегатов и 26 почетных гостей. В числе делегатов - заведующий кафедрой русской литературы Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, лауреат Международной премии имени Кол Гали, доктор филологических наук, профессор Райф Амиров. С ним беседует делегат четырех Всемирных конгрессов татар, лауреат премий Союзов журналистов СССР и России, Общественной премии имени Мажита Гафури, заслуженный работник культуры БАССР, кавалер нагрудного знака «За достижения в культуре» правительства Татарстана, кандидат философских наук Мадриль Гафуров.
- Райф Кадимович, известно, что XXI век определен как век информатизации и глобализации мировых процессов. Отсюда вопрос: какими представляются тебе судьбы народов, в том числе татарского, их культур, языков, литератур, искусств, наконец, их ментальности под жерновами огромной, все перемалывающей мельницы времени?Каждый, кто имеет то или иное отношение к судьбам своего народа, естественно, не может не задумываться над этим вопросом. И такие форумы, как Всемирный курултай башкир, Всемирный конгресс татар, для того и созываются, чтобы, во - первых, сообща искать пути сохранения себя как народа перед очередным испытанием цивилизации, во - вторых, для поиска путей взаимодействия народов. В третьих, чтобы подумать о том, как, вписываясь в мировое, будем надеяться, гуманистическое, цивилизованное сообщество, внести в него и в происходящие процессы свое самосознание, свою лепту и при этом не потерять собственного облика. - Имеется в виду облик народа? - Да. И вот, размышляя над этой глобальной проблемой, невольно приходишь к мысли: а что такое народ? - Можно сказать, что это нечто бесформенное, или, по - твоему, есть у него составные части? Конечно. Есть те, кто выращивает хлеб, льет сталь для тракторов и для защиты Отечества. И есть те, кто призван думать о будущем народа, его интеллектуальная часть... - То есть интеллигенция? Вот о ней я и думаю, о ее все более возрастающей роли и ответственности за судьбы народа и за его место в нынешней цивилизации. Интеллигенция - она ведь такая, что может зажигательными, на первый взгляд, очень привлекательными лозунгами, призывами завести свой народ в тупик, из которого выход может оказаться закрытым. Потому что,противопоставляя себя, свой народ другому, покушаясь на экономическую и культурную долю другого народа и присваивая ее, можно оказаться в каменном мешке неприятия всеми и вся. - Но интеллигенция, и тому свидетельница сама человеческая история, может не только искушать и заводить в тупик, но и думать о завтрашнем дне своего народа, и, просвещаясь сама, просвещать в меру возможности свой народ... - Да, и в этом ее святая обязанность. Ведь интеллигенция - она со времен, когда придумано это понятие «буржуазным писателем» Боборыкиным, то есть со второй половины XIX века, была в одном положении с народом: была и нищей, гонимой властью, но всегда старалась выполнять свою роль, если же говорить современным языком, компьютера народа... -Лучше сказать: роль интеллектуального предводителя... - Вот именно это я и хочу подчеркнуть, интеллектуального, духовного предводителя народа. - А народ, взятый в целом, отнюдь не паинька. В народе, как в каждом человеке, таится много непредсказуемого. Ведь оказавшись в трудных условиях, он может выбрать на время ложный путь, ложные ориентиры... - Подниматься всегда тяжелее, хотя опускаться очень легко. И вот предостеречь народ, попытаться найти путь наверх в самых безнадежных ситуациях - долг интеллигенции. - Как же соотнести все это с предстоящим Всемирным конгрессом татар в Казани? «Конгресс собирает преимущественно тех, кто призван думать об этом, кто осознал свой долг перед народом. Я сказал «преимущественно», ибо конгресс, как и любое собрание, - слепок народа, от имени которого и ради которого собираются его сыновья и дочери. Было бы, наверное, не совсем верно, если там собрались бы одни «гении», что само собой обрекло бы данное собрание на самоизоляцию. Там, наверняка, будут и конформисты - приспособленцы разного рода, будут и назначенцы. Будут, наверное, и случайные люди... - Не исключено. Но будем надеяться, что дни работы конгресса, его интеллектуальный и моральный уровень сделают (воспитают) этих людей —тех, кто приспособился, неравнодушными, заставят их шагнуть навстречу своему народу, его нуждам. И, исходя из этого, помогут выработать совместную позицию, платформу жизнедеятельности для рассеянного по всему миру нашего народа, нашей нации... - Вот ты сказал «нации»... У меня, как человека более 20 лет находящегося рядом с разными, в том числе и самыми радикальными людьми в национальном движении, во всяком случае в этом потоке, есть довольно большое сомнение по этому поводу. Помнишь, в рабочем комитете по подготовке к одному из предыдущих наших республиканских съездов обсуждался текст обращения к татарским общественным организациям с призывом «жить в мире и согласии». Почему? Потому что каждый старается своего брата ущипнуть, уязвить, уколоть побольнее... Вот потому я и думаю: или мы, став нацией, уже стареем как нация, то есть наступает момент, соответствующий понятию «усталость материала». Или же, являясь народом, унаследовавшим великие традиции предков, мы только становимся нацией XXI века... - То есть, мы находимся на пути становления нации? - Этими сомнениями я делюсь со своими собеседниками, единомышленниками, и мы приходим к мысли, что становление татарского народа, как нации, цивилизованной нации, в течение XX века шло очень трудно, в условиях потери государственности, потери государственного значения татарского языка, в стесненных условиях развития культуры, литературы, искусства (правда, ныне ситуация несколько меняется), и это наложило свой отпечаток на ее психологический облик, менталитет каждого ее представителя. Ведь не случайно многие поэты - от Габдуллы Тукая до Фарита Габдрахимова, Равиля Файзуллина и Салавата Рахматуллы - оперируют двумя противоположными вроде бы образами: «Львы на поле брани - рабочие лошади в мирные дни». Оба эти качества вошли в самосознание татар. - Думается, делегаты пятого Всемирного конгресса татар в Казани будут искать ответы и на этот вопрос? - Непременно, и если даже мы не дадим четкого ответа, будем коллективно думать, размышлять в этом направлении и наверняка сделаем еще один шаг вперед. - Ну что же, как говорится, блажен, кто верует. Л народ, занимающий в России второе место по численности, имеет право занимать достойное место в новой истории нашего многонационального государства. Надеюсь, что с этим мнением согласятся не только делегаты конгресса. На снимке: участники «Мастер - класса», проведенного М.Гафуровым и