Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Зариф Башири – это наша история, это - наше прошлое!

    Из воспоминаний матери Минхазии Гильмутдиновой. дер. Чуть.

      Зариф Башири – это наша история, это - наше прошлое!

       ”У народа, не знающего своего прошлого, нет будущего... А наше прошлое – это наши писатели..." Сегодня эти слова часто приходится слышать по радио. Во многих местах проходят встречи со знатными земляками, юбилейные вечера выдающихся людей, ушедших из жизни. А познание прошлого начинается с изучения жизни и деятельности известных личностей,  живших в нашей местности. Но, к сожалению, надолго затянулись те года, когда невозможно было делать это. Ведь большинство выдающихся людей были выходцами из богатых семей, из семей представителей духовенства. Именно поэтому многие из них были безвинно притеснены. Особенно это касалось людей творчества. В те времена дети бедных людей не могли получить образование на стороне. А дети представителей духовенства и морально, и материально были близки к просвещению. Поэтому многие писатели были детьми мулл.
    Зариф Башири родился в деревне Чуть Республики Татарстан, он жил в 1888-1962 годах. Его подробную биографию можно найти в ”Антологии татарских писателей",”Татарской энциклопедии”.
         Ему пришлось пережить жестокие удары судьбы, репрессию.
    Зариф Башири – это наше прошлое и наша история. Он – автор 44 романов, повестей, пьес, поэм, научных трудов, множества стихов и коротких рассказов. В повести ”Чувашская девушка Аниса", так же в книге ”Встречи с современниками" описаны  также и события из жизни наших односельчан. Стихотворения ”Свайщик Заляли-бабай", ”Переживания служанки" посвящены чутеевцам.
       Он жил на Украине и в Узбекистане, Казахстане и Джунгарии( Китай), Москве и Ташкенте,Пензе и Тамбове и ещё во многих других городах нашей страны. Где бы он не жил, везде работал учителем или в редакциях газет и журналов, занимался творчеством. В последние годы жизни с 1933г. жил в Уфе и писал мемуары "Записки о современниках”. Изредка приезжал в родную деревню.
    Обычно в школьные годы многие дети нашего села пишут стихи. Их публикуют и в газетах. А вот после окончания школы никто из них не идет по творческому пути. Если б в свое время проводились встречи с Зариф-абый, когда он возвращался в село, это могло бы стать стимулом для наших детей. Возможно, они полюбили бы мир литературы, а некоторые стали бы и писателями. Но, увы... Таких возможностей не было. Сама жизнь научила людей быть осторожными, ”дуть и на холодную воду”. Якобы, он – сын муллы и лучше быть подальше от таких людей.
       Отец Зариф-абый Шарафутдин был деревенским муллой. Его старший сын Габдрахман и старшая дочь Мунира тоже жили в деревне. А дочери Сара и Рахима вышли замуж и уехали жить в другие деревни. Дети Габдрахман-абый Асма-апа Баширова, Вагиз-абый Баширов, сын и дочери Муниры-апа Гиният Мутиков, Зарифа и Назия выбрали профессию учителя. Зарифа-апа работала в деревне Чирмешан, Асма-апа – в Урмаево. Назия-апа всю жизнь преподавала русский язык и литературу детям нашего села, сейчас на заслуженном отдыхе. У нее уже растут правнуки. Наших учителей, посвятивших себя работе в школе, Вагиз-абый Баширова, Гиният-абый Мутикова, его жены Марии Мутиковой уже нет с нами... Они безвременно ушли из жизни.
      Вагиз-абый Баширов преподавал в школе математику. Он был образованным, опытным, справедливым, всегда умел доводить свое дело до конца. ”Я преподаю самую точную науку, это качество идет от моей профессии", шутил он иногда, рассказывая о себе. Вспоминаю такой случай, связанный с ним.
        Была весна 1988 года. В школе готовились к вечеру, посвященному 100 летию Зарифа Башири. ”Вагиз абый, вы самый близкий родственник Зариф-абый. На вечере ведь расскажете о нем?" – попросила я его. ”Рассказать-то расскажу, только не так уж много. В годы моего детства он уже уехал из деревни. А в моменты приезда лишь на несколько дней останавливался у нас в деревне, узнавал о житье-бытье и уезжал в Урмаево. Поезжайте-ка вы в Урмаево! Младшая сестра Зариф-абый Рахима еще жива. Правда, ей уже за девяносто, многого не вспомнит. Но с ней вместе живет ее сноха. Ей сейчас 67-68 лет. Она хорошо знает Зариф-абый, потому что он всю жизнь помогал им. В послевоенные годы помог построить дом. Возможно, у них сохранились и книги Зариф-абый. Съездите, не пожалеете! Много интересного услышите", - посоветовал он нам в ответ. Но приходится сожалеть, ибо не смогли поехать...
    В то время уже не было в живых сына Муниры-апа и Мутигуллы-абый Гиният-абый, который всю жизнь преподавал в школе математику. Их сноха Маня еще застала Муниру-апа в живых. ”Он (Зариф-абый) был очень щедрым. Приезжал не каждый год, но часто. Нашу маму считал за близкого родственника. Каждый раз всем нам, в том числе и мне, хоть я и была снохой, привозил подарки. Они с мамой подолгу разговаривали. Затем он обходил берега Губны, Тутый и уходил в Урмаево", - рассказывала она и дала несколько его фотографий.
    Приведу еще одно воспоминание.
        С учительницей татарского языка Гульнур сходили к Гиляз-бабай, чтобы пригласить на вечер дочь Габдрахман-абзый Зайнап. В знак уважения и с надеждой услышать воспоминания обратились и к Гилязу-бабай. ”Эх, уже нет его в живых... Сын Тимершы Ахматша много рассказывал о Зариф-абый. Оказывается, он сам учился в медресе как раз в то время, когда Зариф-абый преподавал там. А я в это время был совсем маленьким, но его рассказ помню. Зариф-абый никогда не садился на уроке. Ходил по комнате и про себя что-то бормотал. Затем подходил к столу и что-то записывал. Так он писал стихи. Потом показывал их и своим ученикам. Более смышленые из них рассказывали эти стихи по памяти", - поведал он нам.
    Да, Зариф-абый был первым учителем в нашей деревне.
    В 1905 году на правом берегу реки Тутый, напротив двухэтажной деревянной мечети была построена очень красивая мечеть из красного кирпича. Несколько богачей села построили ее за свой счет. Там должен был учительствовать молодой Зариф, еще сам шакирд медресе деревни Акьегет.
         Медресе почти год стояло закрытым. В 1906-1907 годах уже молодой мугалим Зариф, сначала учившийся в Буинском медресе, затем окончивший Акьегетовское медресе, преподавал в нем. Молодому учителю, успевшему в годы учебы в медресе опубликовать несколько стихотворений, пообщаться со многими людьми, не хотелось ограничиться стенами сельского медресе. В 1907 году он уезжает в Казань и поступает учиться в медресе ”Мухаммадия". В эти годы Зариф Башири более вплотную занимается творчеством.
         В разные времена в каких только целях не использовали это медресе... Заколотив его окна досками, сделали зерносклад, место яровизации картофеля, протравления семян. Оно стояло в полуразрушенном состоянии, при виде которого сжималось сердце стариков. Даже в тяжелые годы сельчане не осмелились притронуться к нему. Увидев в таком состоянии медресе, которое когда-то было украшением деревни и своим первым рабочим местом, видимо, сердце Зариф-абый тоже дрогнуло. Он посоветовал руководству села, благоустроив медресе, отдать его во введение школы. Даже обещал ремонтировать его за свой счет. Но руководство села отвергло его помощь. Какой руководитель захочет благоустроить медерсе, взяв деньги у сына муллы, и лишиться работы? В те годы такое вполне могло случиться.
        Когда кто-то дает тебе хороший совет, порой задумываешься о том, как же это не пришло в голову тебе самому. Также и здесь, руководство села не забыло предложение писателя. Через несколько лет, если мне не изменяет память, в начале 60-ых годов, здание медресе было благоустроено, здесь открыли два больших, светлых класса. Более тридцати лет там обучались ученики начальных классов.
        По словам родственников, вернувшись в Уфу, Зариф абый подарил эти деньги одному детскому саду. Это были деньги, приготовленные на старость. Он жил скромно. Сотрудники этого детского сада до последних дней были на связи с писателем .
        После выхода в свет книги ”Чувашская девушка Аниса" имя Зарифа Башири стало известно и в соседней Чувашской Республике. В повести описываются жизнь, обычаи и традиции, религия, составляющая основу жизнедеятельности, классовое неравенство, дружба (несмотря на принадлежность двум различным религиям) жителей двух соседствующих деревень: татарской Чуть и чувашской Энале. В повести мы видим искреннюю любовь между парнем и девушкой. Через образ Анисы писатель показывает как любовь между молодыми людьми разной национальности привела к трагедии. Повесть переведена на чувашский язык. Позже Зарифу Башири пришлось работать с чувашскими писателями. В 1928 году вместе с чувашским писателем Н. И. Попоруссовым-Шелепи пишут публицистическое произведение ”Чувашская литература".
       В 1988 году писатель Валери Тургай опубликовал статью ”Зариф Башири - туслахэлчи", посвященную 100-летию Зарифа Башири, в журнале, издающемся на чувашском языке. ”Зариф Башири укрепил дружбу между татарским и чувашским народами", - пишет он в ней.
        1 ноября 1997 года по радио Татарстана слушали передачу об анекдотах. Среди собирателей анекдотов назвали и Зарифа Башири. Оказывается, у него было и такое увлечение.
       В своих воспоминаниях Зариф Башири пишет и о Сунгатулле мулле из деревни Малые Кайбицы. Когда учился в Акьегетской медресе, по пути домой он заходил переночевать к Сунгатулле мулле. (В то время ходили пешком). Мулла еще был молодым. Он писал стихи, баиты, но нигде не публиковал их. Возможно, мулла не должен был вести такую деятельность. Он давал их почитать Зарифу. Ночи напролет они разговаривали. Зариф-абый в старости лет приезжал к своим друзьям, родственникам.
    Слова Гиляза-бабай: ”Эх, уже нет его в живых..." – произнесенный 10 лет назад, прозвучали как укор. Мол, опоздали, раньше надо было опомниться, теперь уже мало осталось людей, знающих Зариф-абый... Не смогли изучать творчество знатного земляка, остававшегося целое столетие единственным писателем, вышедшим из нашего села...
       Я не современница и не родственница Зарифа Башири. Эти воспоминания написаны как память о нем в связи с приближающемся его юбилеем с целью донести односельчанам и жителям всего района все то, что слышала от родственников и старожилов села об этом уважаемом человеке. Давайте, почаще вспоминать наших выдающихся земляков!
    Минхазия Гильмутдинова.
    дер. Чуть.
    1998 год.
     
    Высылаю вам самые искренние воспоминания своей матери.С добрыми пожеланиями Гульназ Гисматуллина 17.09.2012 г.

    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (28.11.2012)
    Просмотров: 1161 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz