Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    УРБАНОНИМЫ С КОМПОНЕНТОМ ГАФУРИ: ОПЫТ АНАЛИЗА

    УРБАНОНИМЫ С КОМПОНЕНТОМ ГАФУРИ: ОПЫТ АНАЛИЗА

    Р.А.Шаяхметов, Уфа    

       Имя – удивительная строительная частица нашего языка. Имя может не только сконцентрировать в себе Текст[1], но и способно порождать новый.      Таково и имя Гафури.  
       Если возьмем такой срез, как годонимия[2], то в России почти 200 названий улиц (по одному — переулок и проезд) с компонентом Гафури. Они подразделяются на 4 группы:
       *Гафури (может входить в структуру с годонимами типа ул. Горького, ул. Пушкина, где имена – лишь знаки (симулякры) пролетарской революционной советской литературы. Тем самым формировался городской культурный ландшафт c семантикой ‘литература’ (в городах Салават, Кумертау, и др.)).      *Мажита Гафури (полное, торжественное именование).
       *Мазита Гафури (их две, все в Татарстане: в Елабуге и Казани[3].
        Видимо, отражает мифологему: Мәҗит Гафури — татарский национальный поэт[4], противопоставляемое другой: Мәжит Ғафури — башкирский национальный поэт (с различными вариантами сюжета (башкирский поэт, писавший на татарском, и пр.) — часть советского мифа об отсутствии литературы до 1917 года у тюрков Поволжья)).  
       *М. Гафури (самостоятельный орфографический вариант всех трех перечисленных единиц, ср. улица Заки Валиди, З.Валиди, Валиди).
         Первенец среди сотен улиц находится в Уфе, городе, где так много урбанонимов несут имя Гафури. В 1923-ьем Никольская улица, где жил поэт в доме учителя и друга Зии Камали[5] переименовали в улицу Гафури, подарив семье Гафури дом по соседству (в ней поэт умер в 1934 г., а сын жил по 1953 г.[6],[7]). В те лихие революционные годы поэтическое перо Гафури ассоциировалось с революцией, национальным татаро-башкирским движением[8]. Поэтому неудивительно, что в течение неполного десятилетия переименованная улица стала развиваться в «революционный квартал» с мемориальными годонимами, несущие имена революционеров: Урицкого († 1918), Свердлова († 1919), Димитр Благоев († 1924), Фрунзе († 1925), Красин († 1926).
        Чуть позднее ул. Гафури вошла в «литературный квартал», с ул. Пушкина, Аксакова, Тукаева, Гоголя. Революционность постепенно уходила из образа Гафури.
       В 21 веке ул. Гафури перешла в урбанонимы из круга государственного башкирского национального самосознания: сад имени Салавата Юлаева, ул. Заки Валиди и пр. Но, по сравнению с 1923-ьем годом, для башкирского народа, для его культуры эта ипостась улицы Гафури практически маловлиятельна.
        Центральный топос той части уфимского культурного ландшафта, что сформирован именем Гафури, переместился  от ул. Гафури к дому, где жил поэт (1923-34), позднее ставшим мемориальным музеем (с 1948), а оттуда, со временем, к географической точке, где стоит БГАТД (имени М. Гафури с 1971), с площадью, где установлен памятник Мажиту Гафури (1978). На сегодня медиа-события Уфы, связанные с народным поэтом Башкирии Мажитом Гафури, зачастую привязаны к этой местности.  Таким образом, мы видим переход от имени Гафури к медиа-пространству.
        В 1923-ьем при чествовании народом и народным правительством Мажит Гафури — прежде всего человек, и человек семейный (о чем красноречиво говорят подарки: корова и дом, где семья жила и после смерти главы до 1953 года). В 1940-41 гг., после Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об увековечении памяти народного поэта М. Гафури» от 23 ноября 1940 года, началась канонизация Мажита Гафури. Из человека стали делать икону, создавая соответствующие эпохе тексты[9]. Его имя массово присваивалась по всему Союзу, отчего начался разрыв между смыслами в ряду: личность - его имя - его творчество. Имя стало превращаться в симулякр, жизнь – в мифы, культ – в набор сакральных действий (юбилейные памятные даты поэта, присвоение имени Гафури объектам и пр.). На сегодня для большинства не только уфимцев Гафури — лишь имя, маркируемое sign ‘башкирский’, ‘татарский’, ‘поэт’, ‘писатель’, имя, оторванное от человека, его творчества, его взглядов на Мир.
       Образы Мажита Гафури в общественном сознании складывались по меньшей мере в трех национальных культурах (башкиро-, татаро-, русскоговорящей), в разных эпохах, со своими восприятием культурного наследия и будущего своей культуры. Эти образы репрезентованны в топонимах городов и селений, сформировав и формируя особый слой культурного ландшафта, семиотика которого меняется вместе с обществом, его взглядом на мир народного поэта. 
    [1] ср.: содержание произведений и библионимы «Анна Каренина» (роман графа Толстого), «В ожидании Годо» (пьеса Беккета), либо мифонимы Янбирда и Янбика (эпос «Урал-батыр») и миф о первородителях, давщих жизнь, душу (ян).
    [2] совокупность названий линейных объектов в н.п. (по: Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука. 1978. С.50-51) [3] бывшая Малая Ямашевская улица,  переименованная решением горисполкома от 1 июня 1949
    [4] Ср.: «В татарской поэзии во все времена не было недостатка в мифологических образах… Известно, например, что поэма поэта первой половины XX века Мазита Гафури «Адам и Дьявол» воссоздает миф о сотворении мира и изгнании из рая человека» (Хасанова Ф.Ф. Новые мифы в современной татарской поэзии.// Мир науки, культуры, образования. №5(17). С. 42-45.)
    [5] Камаева Л.М. «Мажит Гафури — XXI век»//Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье: Первые Фахретдиновские чтения: Сб. мат. Всеросс. науч.-практ.конф. — Нижний Новгород: ИД Медина, 2009. URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/?1225
    [6] Там же.
    [7]  Символично, что символика «писательских улиц»: Гоголя (где жил его сын до 1953, деля дом пополам с  мемориальным музеем, посвященным его отцу) и Достоевского  (куда переехал Анвар Гафури в 1953) сочетаются с обычным семейным бытием, житейскими проблемами.
    [8] Из статьи 1940-ого в «Литературке»: «Революция 1905–1908 годов сделала его революционным поэтом, стихами которого зачитывалась башкирская и татарская трудящаяся молодежь. […] Творчество Мажита Гафури 1905–1906 годов проникнуто яркими освободительными и революционными идеями. Выражая настроения народных масс, писатель активно участвует в борьбе с царским самодержавием, национальной буржуазией и татаро-башкирским духовенством. В период первой русской революции Мажит Гафури оформился в подлинно революционно-демократического поэта и заложил основы башкирской демократической литературы. Активное участие в бурных событиях эпохи, рост сознания и обогащение жизненного опыта, резкий перелом в мировоззрении поэта определили и характер его творчества в целом». (Александр Ромм, А. Усманов. Мажит Гафури// Литературная газета. 1940, 24 ноября. URL http://mazhit-gafuri.ru/part/review/A-Romm-A-Usmanov)
    [9] Восемь документов выложено на сайте Гафури, URL http://mazhit-gafuri.ru/part/review  
    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (22.05.2011)
    Просмотров: 762 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz