Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ТВОРЧЕСТВО МАЖИТА ГАФУРИ – ИСТОЧНИК ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА
    М.А Гафуров 
     
    ТВОРЧЕСТВО МАЖИТА ГАФУРИ – ИСТОЧНИК ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА 
     
     Маджит Гафури: поэт и судьба народа /материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Мажита Гафури(28 октября, 2010 года). - Казань, 2010. - С.27-35. 
     
    Современная эпоха диктует необходимость в интегративных исследованиях, где политика и право, искусство и литература, философия и социология, психология и этика достигают своего объединения. Идея человечности позволяет соединять людей, что очень важно в современных условиях, когда остро ощущается нехватка доброты, мудрости, справедливости в общественных отношениях. Человечность составляет «социально-духовную суть основной части трудящегося народа». Так как «субстанцию» народа составляет нравственность, а последняя не может существовать в отрыве от образованности и культуры, работы над совершенствованием своего внутреннего мира, от желания не навредить другим. 
      Произведения мыслителей – поэтов, философов, художников, композиторов содержат мысль, освобождающую нас от духовной усталости (а преодоление усталости – признак общечеловеческой стойкости). Вопрос о понимании идеи возникает перед мыслителями, обеспокоенными предельными социальными и культурными основаниями бытия и познания. Платон в «Государстве» анализирует парадоксы человечности, предостерегая от ненасытного, чрезмерного стремления к свободе, где, как кажется, реализуется человечность (1). Аристотель в сочинении «Никомахова этика» связывает свободу с духом рассудительности (2). Средневековые схоласты считали, что стремление человека к свободе, как цели достижения человечности, есть его наиболее характерная особенность. Мыслители Возрождения обратились к раскрытию «первоисточника» духовного и интеллектуального прогресса. Философская мысль Нового времени направлена на дальнейшее осмысление феномена человечности. Так, Д. Дидро говорит о том, что непозволительно играть идеями справедливости и человечности (3). Человечность в немецкой классической философии предстает как трансцендентальная проблема или бесконечная задача приближения человека к Абсолюту, или к миру «вечных», никогда полностью не потребляемых «духовных» ценностей (4). 
        Анализируя творчество классика татарской и башкирской литератур, первого Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури (5), мы видим, мысль М. Гафури направлена на исследование человечности как социального и духовного явления. М.Гафури своим творчеством утверждает что любовь, прекрасная и бессмертная, не вырастает сама собою из земли и не падает «с неба», не является даром небес. Она добывается духовным, общечеловеческим подвигом.
        Интерес вызывает и та мысль Мажита Гафури, что к красоте стремительно приближаться не стоит. Абсолютизация красоты и любви часто превращается в идола, деформирующего прекрасные чувства человека. Первое и основное, что бросается в глаза при изучении творчества М. Гафури, – духовная обеспокоенность нравственными и социально-психологическими человеческими проблемами, заставляющая его болезненно чувствовать шаткость и обреченность прежнего мира, преодолевать ценностную слепоту, то есть неспособность воспринимать ценности вообще и овладевать ими путем переживания. И это продуктивное предчувствие было настолько глубоким и невыразимым обычным языком, что он обратился, в конечном счете, к идее нового мировоззренческого синтеза современности.
        Этот синтез предстал у Гафури в виде тесной связи искусства, философии, психологии личности и мифологических образов, которая не означала примирение духа и чувственности, природы и свободы, а была направлена, прежде всего, против узко-прагматических ценностей и на осмысление глубочайшего единства жизни.
       Сегодня происходит гуманизация не только самого человека, но и гуманизация природной и социокультурной среды. Человечность при этом есть раскрытие полноты человеческой природы, т.е. раскрытие творческой природы человека. Данная творческая природа призвана обнаружить себя в человеческом отношении человека к человеку. Человечность при этом связана с духовностью и нравственностью.
       Духовность «перерабатывает», преображает, просветляет природный и исторический мир. Она «привносит» в него свободу и творческий замысел. Человек, гуманизируя самого себя, тем самым соответствующим образом изменяет, преобразует и саму социокультурную действительность, свои общественные отношения. Причём в своей человекотворческой деятельности он осваивает мир – причем сердцем и мыслью. Но в единой целостной гуманитарной культуре все же следует выделять культуру мысли, культуру чувств, культуру языка и речи, культуру общения и поведения, культуру общественно-исторического самосознания. Общечеловеческие гуманитарно-культурные ценности (добро, красота, гуманизм, справедливость и т.д.) составляют рефлексивный и смысло-жизненный аспекты человеческого бытия.
      Гуманитарное образование, воспитание и просвещение призваны формировать гуманитарную культуру у всех людей на общем уровне, а у специалистов – на профессиональном. Гуманитарная культура, как основа человечности, есть своеобразный тип и стиль миропонимания, мировосприятия и мироотношения. Эта культура основывается, главным образом, на трех ценностях: добре, истине и красоте.
        Воспроизводство духовного, культурного наследия прошлого выступает важнейшим способом социализации и оздоровления духа общественности. Это воспроизводство – предпосылка преодоления буржуазного, эгоистического духа, основа гуманизации общественных отношений.           
       Современный конвейер культуры, который часто оборачивается «духовным потопом» (термин немецкого философа-гуманиста И.Г. Фихте), лишь профанирует достижения фундаментальной культуры. Поэтому возникает необходимость искать пути для более успешного решения задачи, связанной с духовным возрождением общества и, можно не побояться сказать, всего человеческого рода. Обращение к духовному наследию прошлого, к проблеме формирования личностных качеств человека – основное направление социальной программы, в основе которой лежат общечеловеческие идеи.
        Данные идеи – это попытки ответов на «вечные», метафизические вопросы человечества, которые функционируют в философских системах, в художественных произведениях, в системе нравственных норм и в естественнонаучных теориях. При этом сами общечеловеческие идеи обладают социальным эквивалентом. Данный эквивалент проявляется как реальная абстракция (идеальных форм) целого ряда общественных отношений. В качестве «ядра» данного эквивалента выступает деятельность интеллигенции, которая всегда боролась против косности старой жизни, духа консервативных предков.
        Этот дух представлен такими личностями, как И.В. Гете и Ф. Шиллер, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, С.Есенин и А.Блок, Г. Тукай и М. Гафури. Этот список блестящих имен можно, конечно же, продолжать и продолжать.
        Повесть «Черноликие» М.Гафури заканчивается мыслью о том, что «самая печальная жертва» старой, прежней жизни «это я», т.е. трудолюбивая и красивая девушка (6). М. Гафури выступает здесь не просто против шариата, а против религиозного фанатизма. Этот фанатизм заключается в том, что религиозные фанатики на самом деле ненавидят человеческую любовь, душевную чистоту любящих, в данном случае Галимэ и Закира (7).
         Оказалось вполне достаточно только одной встречи Закира и Галимэ, чтобы обвинить их в прелюбодеянии и объявить вероотступниками, достойными самого сурового наказания. Особенно тяжким ударом для Галимэ стало проклятие ее отца Фахри – человека, обманутого муллами, живущего в плену религиозных предрассудков. Галимэ не может вынести того, как ее отец восстает против ее любви, а возлюбленный вынужден покинуть село.
         В этой повести М. Гафури срывает маски с мулл и тех, кто им служит. Они предстают перед нами во всей своей гнусности, лишенные совести. «Черные лица» – это именно они, а не на виду сельчан опозоренные Закир и Галимэ. Вечная тема, тема любви. Сколько о ней написано! Но эта тема выводит нас к самым пограничным тайникам человеческого существования. Человек готов отдать свою жизнь за любовь, но эта жертва, на наш взгляд, является оправданной, если человек не наносит ущерба своим современникам, а думает о последствиях своей любви, т.е. в конечном счете, не оказывается одержимым духом религиозного фанатизма. Это отсутствие фанатизма, борьба с ним является эквивалентом общечеловеческих идей.
         Мы любим, но должны любить так, чтобы не причинить ущерба ни своим близким, ни своим дальним. В то же время истинная любовь – всегда протест против косности жизни. Повесть М. Гафури «Черноликие», как и многие другие его произведения, дает вполне реалистическое представление о тяжелой дореволюционной действительности, глубоко раскрывает всю душевную драму героини.
         Важнейшей предпосылкой образования общечеловеческого в идее человечности выступают общественные отношения, развитость, совершенство, зрелость которых требует наиболее полного человеческого осмысления. При этом сам поиск социально-онтологических оснований общечеловеческих идей связан с самой природой общественных отношений, «субстанцией» которых выступает целенаправленная нравственная деятельность, но далеко не вся, а лишь ее конкретно-специфическая определенность («всеобщий труд»).
        Такой труд есть прежде всего духовный труд, т.е. труд, направленный на превалирование «живого труда» над «мертвым трудом». Анализ «живого труда» обнаруживает те предпосылки, которые приводят к идеальному отражению данной всеобщности в форме «общечеловеческих идей», а, именно: всеобщность результатов деятельности, их «нетленность» и ориентация на «вечное» и «общечеловеческое».
         Еще в 1910 году, то есть сто лет назад, Мажит Гафури признавался (8): Пусть кругом чудеса природы,
    пусть земля весной хороша,
    Но согласна лишь силе духовной
    поклонятся моя душа.
    Перед силой этой могучей
    я склоняюсь, я восхищен, -
    Лишь тогда ощущаю радость,
    лишь тогда с бытием примирен.
    (перевод С.Северцева )
         Современная жизнь людей как российского, так и западного обществ во многом характеризуется понижением духовного начала. С одной стороны, казалось бы, идет неуклонный процесс накопления и развития знаний, имеет место рост образованности и информированности людей, но одновременно мы сталкиваемся с невиданными ранее масштабами распространения иррационализма (всякого рода мифологемы, суеверия, шаманство) и нивелирования сознания людей (образы-штампы, маски-имиджи).
        Основной причиной такого понижения выступает все более возрастающий разрыв личного и общественного. Современное общество во многом выступает враждебной человеку силой, ибо навязывает ему жесткие стереотипы мысли, чувства, оценки, базирующиеся исключительно на сиюминутных утилитаристских установках своего дальнейшего развития. В этой связи у человека возникают сложности с выражением своей субъективности.
       Следствием этого является душевное очерствение человека, уход его от творчества, ответственности и даже осмысленного существования. Преодолеть этот разрыв – важнейшая задача современного дня.
       Так, творчество М. Гафури – крупная, можно сказать планетарная, мысль, которая воплощает исторические истины. Мысль Гафури – индивидуально-неповторимый творческий акт. Это создает проблему свободы личности, которая в свою очередь, обусловливает саму идею ответственности человека за последствия своих действий.
       Вот почему «социальный эквивалент» связан в основном с идеей созидания свободного пространства общечеловеческих идей. Идея человечности, будучи одним из компонентов единого «планетарного» мышления, которое формируется как некое отражение возникающих современных глобальных проблем конца ХХ и начала XXI веков, обладает специфическими особенностями.
       Во-первых, доминантой экологического сознания является приоритет обострившихся отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Во-вторых, человечность сама по себе оказывает определенное влияние на сознание народов, социальных групп, а также на индивидуальное сознание. Осознание факта спасения мира таким, каким он есть, должно превратиться в общечеловеческую практику, связанную с соблюдением социокультурных коллективных естественных ценностей. В-третьих, экологическое сознание, как модус существования «человечности», предполагает использование всего комплекса новых достижений научно-технического процесса, современных технологий, естественных, гуманитарных и стыковых наук.
         Следует при этом, необходимо отметить, что сам Гафури стоял как бы на «стыке» Востока и Запада, восточных и западных систем ценностей. Поэтому мир поэзии Гафури – это живой, «трепещущий» мир подлинно человеческих исканий, горьких ошибок и заблуждений, неустанной борьбы за правду. Но, считает М. Гафури, социальные (и духовные!) явления в целом подобны друг другу. Это подобие – в просвещении народа! Просвещение – единственный путь спасения нации, так что духовный прогресс практически тождественен Просвещению. Гафури, конечно, имеет в виду народ «вообще», нацию «вообще», не выделяя классов и сословий. Таким образом, он, как и М. Лютер, обращается к духовному, нравственному единству нации. Но духовный и культурный прогресс человечества, по мнению Гафури, немыслим без России. В этом плане он мыслит и верит в созидательные силы наших народов. Он стремится пробудить у народа чувство национального самосознания, чувство гордости за нацию. Гафури, вероятнее всего, полагает, что национальное самосознание включает в себя осознание нацией самой себя как культурной и духовной целостности.
        Именно поэтому мыслители стремились преодолеть эмпирический подход к духовному и материальному бытию посредством обращения к ее историческому и культурному прошлому, точнее, к предельному основанию истории. М. Гафури писал (8):
    «О сердце, полное любви,
    ты обнимаешь целый свет,
    Хотя пределен мир земной,
    но для тебя предела нет!»
       Беспредельна лишь любовь к человеческому роду и к отдельному человеку, если не устаешь видеть в нем творческой перспективы. Социальным эквивалентом общечеловеческой идеи любви при этом, конечно же, выступает та «глубокая любовь», которая «для всех равна, для всех нужна». Но такая любовь «объемлет» не рабов, а людей «простых, униженных».
       Подлинная любовь (особенно к людям, к справедливости) никогда не гаснет, но, напротив, с каждым днем, мгновением, разгорается в «системе человечества» (если употребить известный термин И.Г. Фихте). Человек хочет иногда противиться любви, поскольку подлинная любовь ко многому обязывает, но он, тем не менее, склоняется, преклоняется перед ней. Человек часто бежит от любви, но все равно попадает в ее «объятия» вновь и вновь.
       М. Гафури глубоко волновала тема преемственности поколений. Например, стихотворение «Желание старого батыра» (1924) символизирует гармоническое единство взглядов, идейное родство ветеранов и юных борцов за новую жизнь.
         Эстетика труда, поиски многообразных форм проявления прекрасного – в центре лирики поэта. Прекрасное, как утверждает М.Гафури вслед за Чернышевским, это жизнь, которая сосредоточено не только на милых с детства просторах полей, но и в цехах, где трудится рабочий человек. Труд и есть самое прекрасное, что есть в жизни человека. Советская власть, идея этой власти – не просто то, что враждебно «классовым врагам», она приобрела характер «триумфального шествия» по той причине, что высвободила сущностные, творческие, созидательные силы человека труда. Советская власть направлена против «болота» жизни, против меркантильных интересов людей. Она всегда требовала романтического отношения к самой жизни.
        И именно поэтому произведения М. Гафури волновали и до сих пор продолжают волновать умы тем, что классик двух братских литератур – татарского и башкирского - первый народный поэт Башкирии, смог сказать свое слово об эпохе и о себе, о родном языке и народе, деятельность которого раскрывается в процессе реализации его нравственной субстанции, как общечеловечности.
     
    Литература
    1. Платон. Собр. Соч. в 4-хт.: т.3. – М.: Мысль, 1994. – С.304.
    2.Мажит Гафури. Избранное. – Уфа: Китап, 2008.256с.
    3.Аристотель. Соч. в 4-х т.: Т. 4. – М.: Мысль, 1984. – С. 211.
    4.Дидро Д. Сочинения в 2-х т. / Пер. с фр. – Т. 2. – М.: Мысль, 1991. – С. 9.
    5.Schelling F.W.J. Philosophische Intelsuchungenuber das Wesen der menschlichen Freiheit und lie damit zusammenhangenden Gegenstande // Samtliche Wetke. Bd. 7. – Stuttgart und Augsburg, 1860. – S. 383.
    6. Гафури М. Адам и Дьявол // Ватандаш. – 1997. – № 1.
    7 Гафури М. Черноликие // Повести. Пер. с башкирского А.Борщаговского. – М.: Советский писатель, 1981. – С.236.
    8.Рамазанов Г. Мажит Гафури //Мажит Гафури. Повести. Пер. с башкирского А.Борщаговского. – М.: Советский писатель, 1981. – С.14.
    9. Мажит Гафури Утро свободы: Стихи и поэмы. Пер. с баш./Сост. Е.Н. Ибовиц. – М.: Сов.Россия, 1980. – С.93,
    10. Ибрагимова З.З. Природа социального эквивалента общечеловеческих идей.- Автореферат диссертации кандидата философских наук. – Казань, 1996. – С.10.
    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (09.11.2010)
    Просмотров: 3475 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz