Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ОДА РАЗУМУ И ЧЕСТИ (Размышления «философские» и просто так, наедине с собой о сути жизни).
    Мадриль Гафуров.

    ОДА РАЗУМУ И ЧЕСТИ
    (Размышления «философские» и просто так,
    наедине с собой о сути жизни).

       В последние годы мне приходится часто участвовать и выступать в различных массовых мероприятиях, в том числе на протестных митингах, а также в учебных заведениях, в которых я не только «изрекаю умные речи» как политик - оппозиционер против нынешнего антинародного режима, но и читаю свои стихотворения, посвященные не только Амуру - античному богу любви...
               И вот недавно мне задали такой вопрос: как вы совмещаете в себе политика и поэта?

       Вообще-то, я не считаю себя поэтом. Я просто - стихотворец, да и в Союзе писателей не состою (сначала не принимали в него, как «бунтаря против всех и вся» и даже «антисоветчика», а теперь, видимо, по возрасту, уже у самого не возникает желания вступать официально в когорту «инженеров человеческих душ»).
    Ответил же я на вопрос человека, тоже довольно уже немолодого, перефразировав слова из поэмы «Владимир Ильич Ленин» великого пролетарского «поэта - главаря», который, кажется, не состоял в рядах Компартии, но был по духу коммунистом: «я себя под Маяковским чищу», вызвав улыбки и дополнительный вопрос: «А как?» - и дальше пошел словесный сумбур...
        Придя домой и сев за письменный стол, чтобы по привычке записать свои впечатления о прожитом дне и прошедшем событии, я задумался: а действительно - как?
    Представители моего и более старшего поколения, не только по принуждению родителей и настоянию учителей, а по зову души зачитывались произведениями Пушкина, Лермонтова (мой любимый поэт), Некрасова, Чехова, Толстого, Куприна, Блока, Есенина (который тогда был, мягко говоря, «персона нон грата»), но и совершенно уникальными стихами и поэмами Владимира Маяковского. Более того, знали многие произведения названных классиков наизусть, не говоря уже о том, что наши подруги - сверстницы пролили «литры своих горючих слез» над «Письмом Татьяны» из поэтического романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина... Старшее поколение моих соотечественников, конечно, помнит, что наш великий Советский Союз был признан самой читающей страной в мире.
         Но вернемся к Маяковскому. В школьных программах ныне его не очень жалуют. А еще в 1935 году, после первого съезда писателей СССР, под председательством Максима Горького, наблюдая за борьбой амбиций и самомнений среди тогдашних поэтов - кто из них «самый — самый», Иосиф Сталин сказал: «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи...».

         Таковым, по моему твердому убеждению, он остается и в наши дни, оказавшим огромное влияние не только на русскую и советскую, но и на всю мировую поэзию!
    Прожил Владимир Маяковский, как и многие великие поэты мира и России двух последних веков, в том числе - Байрон, Пушкин, Лермонтов, Иван Никитин, Кольцов, Есенин, Тукай, Джалиль, Бабич, Рубцов - очень мало: всего 37 лет. Пушкин и Джалиль - погибли в возрасте 38 лет. Остальные были значительно моложе...
    Но какие у них биографии!
    Начало своей литературной работы великий пролетарский поэт относил к 1909 году - ко времени пребывания в Бутырках, то есть в тюрьме, куда его посадили за нелегальную большевистскую деятельность. В автобиографии «Я сам» (1922 год) Маяковский так написал о событиях 1917 года: «ОКТЯБРЬ. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей — футуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось ...».
    (Футуризм (от латинского -futurum - будущее), по одним трактовкам - авангардизм в европейском искусстве первой четверти XX века, по другим - формалистическое направление в буржуазном искусстве и литературе, поборники которого, если не сказать -последователи, отвергали реализм и пытались создать стиль, который должен был разрушить все традиции и приемы старого искусства).
        Вообще-то Владимир Маяковский среди них был «белой вороной». Уже в дооктябрьском творчестве он выразил резкое неприятие буржуазного мира, ощущение грядущей революции, о чем повествуют написанные им в 1915 - 1917 годах поэмы «Облако в штанах», «Флейта - позвоночник», «Человек»...
    А написанные им после Великой Октябрьской социалистической революции пьеса «Мистерия - буфф», стихи «Левый марш», «Товарищу Нетте ...», «Рассказ о Кузнецстрое...», «Стихи о советском паспорте» - утверждение нового социалистического строя.
        В то же время Владимир Маяковский своими сатирическими произведениями в «Окнах Роста», стихами «Прозаседавшиеся», «Подлиза», пьесами «Клоп» и «Баня» бичует внешних и внутренних врагов советской власти и социализма.
    Образцами лирики нового типа стали его поэмы «Люблю», «Про это»», стихи «Хорошее отношение к лошади», «Серг ею Есенину» ...
        Владимир Маяковский тяжело переживал смерть (возможно - гибель!) Есенина. Он хорошо понимал, какого уникального лирика (вспомните хотя бы его «Персидские мотивы», «Письмо матери», поэмы «Анна Снегина» и «Русь Советская», наконец, поэму «Черный человек»), глубокого знатока народного языка и народного характера, певца крестьянской жизни потеряла не только Россия...
        Не приемля предсмертные строки Сергея Есенина: «в этой жизни умереть не ново, но и жить, конечно, не новей», и выступая против царившего в те годы в литературной среде упадничества, Маяковский посвящает памяти Есенина такие строки: «в этой жизни умереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней». Впрочем, и сам Маяковский ушел из жизни отнюдь не естественным путем...
    Вершиной же многожанрового творчества Владимира Маяковского, на мой взгляд, и в этом я не одинок, являются поэма «Владимир Ильич Ленин». В ней образ создателя нашей Коммунистической партии, вождя Октябрьской социалистической революции и основателя первого в мире Советского государства, воссоздан на широком историческом фоне. Такова и поэма «Хорошо», где эпический показ достижений в стране за десятилетие после революции в сочетании с лирическими переживаниями поэта, стали образцами социалистического реализма в советской литературе, конкретно, в советской поэзии.
        Являясь реформатором поэтического языка, утверждая появление не только в России поэта нового типа, Владимир Маяковский сформулировал свои идейно - эстетические принципы в поэме «Во весь голос» и оказал огромное влияние на мировую литературу XX века. И ныне, хотят или не хотят этого апологеты буржуазного искусства, литературы и в целом культуры, продолжает будоражить умы и учить « с кого брать пример».
    И вот что примечательно. 19 декабря 1925 года, только что возвратившись из путешествий по Германии, Франции, Кубе, Мексике и Северной Америке, Владимир Маяковский выступает с отчетом об этой поездке в московском Политехническом музее и читает свое новое стихотворение «Домой», которое начал писать в каюте парохода в Атлантическом океане по пути из Америки в Европу:
    ... Вот лежу,
    уехавший за воды,
    ленью
    еле двигаю
    моей машины части.
    Я себя
    советским чувствую
    заводом,
    вырабатывающим счастье.
    И - завершающие строки, дописанные уже в Москве:
    Я хочу,
    чтоб к штыку
    приравняли перо.
    С чугуном чтоб
    и с выделкой стали
    о работе стихов, от Политбюро,
    чтобы делал
    доклады Сталин.
    «Так, мол, и так...
    И до самых верхов
    прошли
    из рабочих нор мы:
    в Союзе
    Республик
    понимание стихов
    выше
    довоенной нормы...».
        «Довоенной», то есть, до Первой мировой войны, потому, что на XIV партийном съезде Сталин отметил, что восстанавливаемое народное хозяйство вплотную приблизилось к довоенному уровню.
    Этот пример подсказывает, что великий поэт жил и шел в одном строю со страной, хорошо знал ее достижения, упущения и недостатки, и, воспевая доброе, одновременно писал о необходимости укрепления трудовой дисциплины, усиления борьбы с многочисленными прогулами, простоями рабочих мест, с ворами и мошенниками, растратами и расточительством в народном хозяйстве. Писал о том, что в стране еще немало безработных и беспризорных, наконец, о необходимости «навести строжайший, зверский режим экономии».
        Как это злободневно и ныне!
    -го мая 1926 года газета «Известия» опубликовала стихотворение Владимира Маяковского «Первомайское поздравление», лишенное праздничного пафоса:
    «Товарищ солнце, - не щерся и не ящерся! - Вели облакам своротить с пути! - Сегодняшний праздник - праздник трудящихся, - и нечего саботажничать: взойди и свети!
    (Позднее литературоведы отмечали, что так, без разбивки на строчки, строфами - абзацами, как прозу, Маяковский напечатал это стихотворение в целях « зверского режима экономии»).
    Тысячи лозунгов, знаменами избранных, - зовут к борьбе за счастье людей, - а кругом пока - толпа беспризорных, - Что несправедливей, злей и лютей?!
    Подняв надзнаменных звезд рогулины, - сегодня по праву стоите и ходите! - А мало ли буден у нас прогулено? - Мало простоено? Сколько хотите!
    Наводненье видели? В стены домьи: бьется льдина, мокра и остра. - Вот точно так режим экономии - распирает у нас половодье растрат.
    Товарищ солнце, скажем просто: дыр и прореху нас до черта. - Рядом с делами огромного роста — целая коллекция прорв и недочетов».
         В своих стихах Владимир Маяковский прямо следует заветам В.И.Ленина, что «нет лучшего способа отметить юбилей, как сосредоточить внимание на еще не решенных вопросах», называя пункт за пунктом, строфа за строфой наиболее острые нерешенные в стране вопросы. И все же Первомай - праздник. И потому поэт так завершает это стихотворение:
    «А что же о мае, поэтами опетом? - Разве первого такими поздравлениями бодрят? — А по-моему: во - первых, подумаем об этом, - если есть свободные три дня подряд».
        Да, стихи Маяковского работали на социализм - наряду с директивами Коммунистической партии, наравне с ростом в стране «выделки стали» и выплавки чугуна. И разве это не достойный пример для взятия на вооружение нынешним «инженерам человеческих душ»?..
    Еще пример. Выступая на VIII съезде ВЛКСМ в мае 1928 года, Сталин говорил о роли критики и самокритики: «Что можно возразить против того, чтобы поднять ярость партийных масс против разложившихся элементов и дать им гнать в шею такие элементы?».
        В заключительной строфе стихотворения «Помпадур», написанного летом 1928 года, Маяковский, почти дословно цитируя вождя, превращает сталинскую мысль в боевой лозунг:
    Метлою лозунгов
    звенит железо фраз,
    метлою бурь
    по дуракам подуло.
    Товарищи,
    подымем ярость масс
    за парию,
    за коммунизм,
    на помпадуров.
        В стихотворении «Столп» (сентябрь 1928 года) Маяковский превращает в поэзию еще один сталинский лозунг:
    Мы всех зовем,
    чтоб в лоб,
    а не пятясь,
    критика
    дрянь
    косила, -
    и это
    лучшее из доказательств
    нашей
    чистоты и силы,
         Последние строчки - перефразировка известных слов Сталина: «Самокритика есть признак силы, а не слабости нашей партии».
    В стихотворении «Вонзай самокритику!» (май - июнь 1929 года) Маяковский писал:
    Страна Советов,
    чисть себя -
    нутро и тело,
    чтоб чистотой
    своей
    блестя,
    Республика глядела.
    Чтоб не шатать
    левей,
    правей
    домину коммунизма,
    шатающихся
    проверь
    своим
    рабочим низом.
    Нам
    критика
    из года в год
    нужна,
    запомните,
    как человеку -
    кислород,
    как чистый воздух -
    комнате.
         В рукописи стихотворение имело название «Проветрим республику».
    Так партийный и государственный деятель И.В.Сталин и поэт В.В. Маяковский в одном строю, но каждый своим оружием, боролись за социализм.
    Потому в 1930 году в поэме «Во весь голос», отчитываясь перед потомками о своей поэтической работе, Владимир Маяковский писал:
    Явившись
    в Це Ка Ка
    идущих
    светлых лет,
    над бандой
    поэтических
    рвачей
    и выжиг,
    я подыму,
    как большевистский
    партбилет,
    все сто томов
    моих
    партийных
    книжек.
        Он имел на эго полное право!
    Завершая же Оду человеческому разуму и чести коммуниста, повторно отвечаю на заданный мне вопрос своей поэтической строфой:
    Я не зря живу на свете этом,
    и жалею только об одном:
    мне борьба мешала стать поэтом,
    а стихи мешают быть борцом.
        Хотя, конечно, это не совсем так... Но судить и делать выводы - право читателя.
          
    Мадриль Гафуров,
         Секретарь Башкирского рескома КПРФ,
    кандидат философских наук.

    (В публикации использованы статья «Поэт хотел, чтобы о работе стихов, от Политбюро, делал доклады Сталин» Владимира Дядичева, старшего научного сотрудника Института мировой литературы имени А.М. Горького, опубликованная в газете «Правда», а также некоторые факты и примеры из других СМИ).
    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (14.03.2013)
    Просмотров: 277 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz