Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Общественная деятельность Мажита Гафури в 1907-1916 гг.
    к.и.н. Азаматова Г.Б., Уфа.
     
    Общественная деятельность
    Мажита Гафури в 1907-1916 гг.
      В период между революциями 1905-1907 и 1917 гг. творчество и общественная деятельность Мажита Гафури отражали подъем национально-освободительного движения. В 1907 г. в Казани вышел в свет сборник поэта «Милли шигырлар» (Национальные стихи). Толчком к его созданию стали сообщения от учителей о том, что шакирдам - учащихся мусульманских школ для чтения во внеурочное время почти нет литературы, которая могла бы пробудить любовь к нации: «мы нуждаемся в таких стихах и, если возможно, напишите и выпустите их как можно скорее, для детей это было бы полезно», - писали они.
      Мажит Гафури сформировал книгу как пособие внеклассного чтения. В ней были стихи на разные темы: посвященные мектебу (школе), родному народу, воспитательного, нравоучительного характера, о временах года - об осени и зиме, басня «Петух и соловей».[1] Многие из них сопровождались предисловием: о чем этот стих, как следует его читать – «в перемену», «по четвергам», «хором». Многие стихи рекомендовалось читать или петь вместе, на определенный мотив, некоторые двустишия выделялись как припев, надписью: «должно произноситься дважды». Предисловия написаны с чувством искренней любви к детям, имеют характер живых обращений к подрастающему поколению. Позволим себе передать перевод некоторых из них близко к оригиналу: - «Какими бывают воспитанные шакирды? Вы наверно читали об этом в книгах. Я вам о воспитанном ребенке напишу стихами. Попробуйте прочесть!», - «О том, какими бывают воспитанные дети, я вам написал. А теперь, какими бывают плохие дети, написал на примере ленивого ребенка по имени Гали, вы почитайте и старайтесь не быть такими плохими как он!», - «Молодые шакирды! Посмотрите как вас отцы, матери стараются хорошо воспитывать, ради вас готовы перенести все тяжести. Чтобы показать степень их сострадания и милосердия я вам написал о том, как одна благовоспитанная мать будит со сна своего ребенка».
      Сборник Мажита Гафури «Милли шигырлар» встретили в мектебах как долгожданную книгу, он попал как зерно в благодатную почву. Также большую популярность получила и последующая книга «Шигырлар» (Стихи), изданная в Казани в 1909 г. Наряду с лирическими произведениями в ней содержались и революционные, проникнутые любовью к своему народу, его историческому прошлому, призывом к свободе.
       В этот период центральные и местные власти развернули борьбу против национально-культурного движения среди российских мусульман – репрессиям подверглись видные мусульманские деятели, закрывались передовые учебные заведения, благотворительные общества.
      В Уфимской губернии жандармское управление завело «Дело о панисламизме», в поле зрения полиции попали и книги Мажита Гафури. Начальник Уфимского губернского жандармского управления писал 20 апреля 1911 г.: «Во многих мектебе и медресе, особенно где введен «Эсул Джадид»[2] всех учеников обучают петь хором национальные песни, содержащие в себе панисламистические идеи; таких песен насчитывается немного; автором этих песен является Маджид Гафуров, проживающий в Уфе. Представляю при сем две брошюры Гафурова на татарском языке и краткий перевод их, имею честь донести Департаменту полиции, что мною предположено сделать осмотр всех татарских магазинов на предмет изъятия этих брошюр, а Гафурова подвергнуть обыску возбудив о нем переписку об охране».[3] В этом же деле сообщалось о том, что Мажит Гафуров командирован Уфимской губернской земской управой для организации национальных библиотек в уездах.
      В этот период Мажит Гафури принял активное участие в работе Уфимского земства в области просвещения мусульманского населения. Весной 1911 г. он вошел в состав библиотечной комиссии при отделе народного образования губернской земской управы, участниками которой были также известные современники: юрист Ибрагим Ахтямов, депутат I Государственной думы Салимгарей Джантюрин, он же автор словаря «Люгат», кадий Оренбургского Духовного собрания Хасан-Гата Мухамедов, автор «Истории тюрков», имам I-й Соборной мечети Джихангир Абызгильдин. Кроме отбора книг комиссия определяла места открытия библиотек, для которых выбирались населенные пункты с более или менее многочисленным мусульманским населением и с «сознательными муллами».  
      Основная масса мусульманского населения не имела о земстве никакого представления, поэтому Мажит Гафури стремился просветить население, чтобы оно получало практическую пользу от земских мероприятий. В газете «Йолдоз» в декабре 1911 г. писатель поместил статью «Уфимское земство», а в двух номерах 1912 г. обширную работу «Что такое земство?».[4] Последнюю в виде отдельной работы губернское земство отпечатало в типографии товарищества «Каримов, Хусаинов и Кْ». В книге на доступном татарском языке подробно разъяснялась деятельность земства, порядок выборов гласных в земские собрания и управы, формирования земской казны и т.п. Отдельное внимание М.Гафури уделил описанию земских мероприятий в области медицины, агрономии, ветеринарии, организации дорожного строительства, почты и противопожарных мер.
       В заключении писатель подчеркивал, что мусульмане до сих пор не получали должной пользы от земств и на то могли быть разные причины (прежде всего, ограниченное представительство нерусских гласных в земских собраниях и управах, что вытекало в свою очередь из дворянского характера земств – Г.А). Вместе с тем, многое зависело и от самих мусульман, – говорил автор, – привычка относиться к посторонним начинаниям с опаской, недостаточная информированность, равнодушие и неумение различать происходящие вокруг дела служили главными причинами того, что они оставались в стороне от общественных дел, в том числе земских.
       Действительно мусульманское население долгое время было привержено традициям культурного изоляционизма, что позволяло сохранять религию, культуру и обычаи, ограждало от ассимиляции и христианизации. К началу ХХ века джадидским движением была создана почва для приспособления общества к происходящим социально-экономическим и культурным изменениям. Мажит Гафури писал, что время страха прошло, и призывал народ идти в ногу со временем, не отставать от происходящих вокруг перемен. В отзыве, помещенном в оренбургской газете «Вакыт» (июнь, 1912 г). говорилось, что книга Мажита Гафури эфенди «очень полезна для населения», освещалось ее содержание и высказывалось пожелание распространения подобных изданий в Оренбургской губернии в связи с ожидаемым введением земства. О выходе книги М.Гафури сообщала также газета «Пермская земская неделя» в заметке «Книга о земстве на татарском языке». Уфимская губернская управа разослала книгу «Что такое земство» в качестве подарка в мусульманские приходы во время земского обследования мусульманских школ в 1912 г. В ответ управа получила многочисленные отзывы имамов и мугаллимов (учителей), которые благодарили за нужную книгу и просили земство продолжать подобные издания.
      Мажит Гафури поднимал и проблему распространения в народе популярных земских изданий. Уфимское губернское земство с 1897 г. выделяло некоторую сумму на издание брошюр на татарском языке. Как отмечал служащий губернской земской управы П.Н.Григорьев в 1910 г., дело двигалось «в высшей степени слабо». Причинами были как отсутствие специалистов и целенаправленной работы, так и огромная дистанция между мусульманским населением и земскими начинаниями. В статье «Полезные книги для народа и земство», опубликованной на страницах «Йолдоз» в 1912 г. писатель убеждал читателей, что для сельского населения самыми полезными книгами являются практические книги о земледелии, садоводстве, животноводстве и других отраслях сельского хозяйства. Мажит Гафури критиковал приверженность деревенского народа лубочной литературе для «успокоения души», позицию мулл, отказывающихся от земских изданий. «Сегодня в народе чувствуется внимание к чтению. Настало время посмотреть на нашу жизнь и написанные о ней книги с практической точки зрения. Тогда подобные издания будут больше распространяться земством бесплатно» - писал автор. К 1915 г. губернская земская управа выпускала 32 наименования брошюр на татарском языке по санитарии, сельскому хозяйству и народному просвещению. Они посвящались насущным и злободневным темам: «Как вести дела кредитного товарищества», «Кредит и общество потребителей», «Пчеловодство», «Как передаются заразные болезни», «Глазные болезни и как от них предохраняться», «О чахотке», «Холера» и др.
       В ходе развернувшейся работы по внешкольному образованию, изданию народной литературы и учебных пособий чувствовалась необходимость в компетентном знании языка, поэтому губернская земская управа 1 апреля 1914 г. объявила конкурс по составлению особого словаря. Авторам лучшего Словаря непонятных слов по всем отраслям знания, вошедших в литературный татарский язык из арабского, персидского, русского и др. языков выделялась премия размером 450 рублей. Однако по ходу рассмотрения проблемы земство решило вести работу не на конкурсных условиях, а поручить ее определенным авторам. Ими стали Мажит Гафури, Сагит Рамеев и Джамалетдин Валидов, словарь увидел свет в 1916 г.
       Мажит Гафури принял участие в организованном Губернской земской управой в июле 1915 г. областном совещании для просмотра учебников начальных русско-инородческих школ. В списке участников значилось 25 человек из Уфимской, Оренбургской, Казанской губерний, среди них: Мухутдин Курбангалиев – учитель русско-татарской школы в Казани, член редакционной коллегии журнала «Магариф», Нургали Надеев – учитель русско-татарской школы в Оренбурге, Фатих Сайфуллин (Сайфи-Казанлы) – учитель-мугаллим в Казанской губернии, Халим Искандеров – мугаллим в Троицке, Ахтямов Хабибулла - вероучитель мужской гимназии и реального училища в Уфе, Бадигов Ходжа – фольклорист, мугаллим в Казани, Мирсаид Султангалиев – учитель Стерлитамакского уезда, Сагит Сунчалеев – учитель Осинского уезда Пермской губернии, а также другие. В качестве «сведущих лиц» пригласили Мажита Гафури и Галимжана Ибрагимова, представителями от земства были заведующие инородческим образованием губернских земских управ Гумер Терегулов (Уфа), и Ибрагим Бикчентаев (Оренбург, он же мугаллим медресе Хусаиния). Члены совещания являлись высокообразованными специалистами, знатоками в области языкознания и педагогики, многие из них - авторы известных учебников. Комиссия рассмотрела книги на русском и татарском языках 63 авторов, заслушала 112 докладов. Совещание явилось первым опытом критического разбора национальных учебников. Назовем лишь некоторые из обсуждавшихся работ: «Татар алифбасы» (Татарская азбука) Гибадуллы Алпарова, «Тел ачкычы» (Ключ языка) Хасана Гали, «Татар алифбасы» (Татарская азбука), «Татарча уку» (Чтение по-татарски), «Донья» (Мир) Мухутдина Курбангалиева, «Яңы кыйраэт» (Новое чтение) Габдуллы Тукая, «Белек йорты» (Дом знания) Халима Искандерова, «Татар теле дәресләре» (Уроки татарского языка) Сайфи Фатиха-Казанлы, «Яңы әдәбият» (Новая литература), «Татар сарыфы уэ татар нахуэ» (Татарская морфология и синтаксис) Галимжана Ибрагимова, и др. Проблема обучения мусульманского населения в рассматриваемый период была одной из наиболее злободневных для общественности. В печати активно обсуждались вопросы реформирования национальных учебных заведений, приспособления русско-инородческих школ к культурным запросам населения, подготовки учителей.
       Многие выступления Мажита Гафури на страницах периодической печати были посвящены этим вопросам. Статья «Дарельмогаллимин мэсэлэсе» (Проблема учительской школы) была опубликована в «Йолдоз» (1913). Автор отмечал, что от подготовки учителей зависит будущее народа, только хорошо подготовленные мугаллимы смогут вести его по пути прогресса. Поэтому самым нужным учебным заведением, занимающим достойное положение должна стать учительская школа. Статья «Аулларда мэктэб вэ школа» (Мектебы и школы в деревнях), опубликованная в газете «Вакыт» в 1915 г., сравнивала роль мектебов и школ в формировании подрастающего поколения. В ней автор писал о том, что, несмотря на распространение государственных школ, их хорошую материальную базу, население остается приверженным национальным мектебам, которые содержит своими силами. По словам Гафури, школа не смогла дать нужной пользы народу, поскольку обучение в ней было основано не на родном языке и выпускники по окончании теряли приобретенные знания, не имея возможности повышать свой уровень. Те, кто понимал необходимость русского языка, считали, что изучать его нужно с помощью материнского языка, на котором должно строиться обучение в начальной школе, - писал автор. [5] Творческая и общественная деятельность Мажита Гафури отражала животрепещущие проблемы современности, вносила свой вклад в развитие общественной мысли и национально-культурного строительства башкирского и татарского народов. Исследование выполнено в рамках темы ГНТП АН РБ «Проблемы культурного развития многонационального общества».
     
     [1] Почти все стихи были переизданы в сборниках сочинений: М.Гафури. Сочинения. Т.1.Уфа, 1954.; М.Гафури. Сочинения. Т.1.Казан, 1980.
    [2] «ысул джадид» - звуковой метод обучения, применялся в так называемых «джадидских» или новометодных школах, отличавшихся широким курсом обучения общеобразовательных предметов.
    [3] ЦГИА РБ.Ф.181.Оп.1.Д.412.
    [4] Гафури М. Что такое земство? Уфа,1912.
    [5] Статья опубликована с сокращениями: Аулларда мэктэб вэ школа// Гафури М. Сочинения. Башкирское книжное издательство.Т.6.Уфа, 1957.С.95-98.

    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (28.09.2010)
    Просмотров: 2095 | Рейтинг: 2.7/3
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz