Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Начались мероприятия, посвященные 130-летию Мажита Гафури
    www.msoowkb.ru; muhabbet.yeshlek.ru
    Опубликовано root в Пнд, 2010-03-29 10:25
    Гордость двух народов, "Истоки", 21 апреля 2010 года; "Правда", № 52 (29539) 20 мая 2010г.
    Его произведения актуальны и сегодня, "Кызыл тан", 24 апреля 2010 года
       
        В марте в Институте развития образования Республики Башкортостан состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы преподавания школьных предметов культурологического цикла», посвященная Году Республики, Году Учителя, 65-летию Великой Победы, 130-летию со дня рождения Мажита Гафури. Эта конференция стала одним из первых мероприятий, посвященных 130-ти летнему юбилею классика татарской и башкирской литератур, первого народного поэта Башкортостана Мажита Гафури.
       Работа конференции проводилась по пяти направлениям: культура Башкортостана; музыка и мировая художественная культура; изобразительное искусство; Великая Отечественная война; место и роль М.Гафури в тюркской и евразийской литературе и культуре. Неоспоримо велик вклад Мажита Гафури в развитие литературы, искусства и культуры Башкортостана. К примеру, в секции «Музыка и мировая культура», старший методист кафедры Мировой и национальной культуры ИРО Р.Х.Хусаинова выступила перед учителями с докладом «Творчество М.Гафури в произведениях башкирских и татарских композиторов», проиллюстрировав отрывками из оперы «Эшсе» (Рабочий), балета «Черноликие», оперы «Проклятая любовь». Речь зашла о том, что надо вести разговор о новой постановке балета «Черноликие» на музыку Х.Заимова и А.Чугаева, поставленного в 1965 году Х.Мустаевым.
    Участники конференции
         Работа в секции, посвященной жизни и творчеству Мажита Гафури, была организована и прошла при содействии Фонда культуры имени М.Гафури. Руководил работой секции директор Фонда М.А. Гафуров. В ней приняли участие ведущие гафуриеведы Республики профессора А.З.Нигматуллин и Г.С. Кунафин, научные сотрудники Института гуманитарных исследований АН РБ, Института развития образования, член Исполкома Всемирного Конгресса Болгар Ангел Христов, дочь народного поэта Башкортостана С.Кудаша, почетный профессор ВЭГУ С.С. Кудашева, аспиранты, учителя родного языка и литературы из Башкортостана и Татарстана. Работа секции носила характер оживленной дискуссии. В выступлениях участников конференции многократно прозвучало, что в период, когда страна переживает социально-духовный кризис, творчество М.Гафури является источником общечеловеческих, гуманистических идей и имеет огромное значение в нравственном воспитании учащихся и молодежи.
        Профессор А.З.Нигматуллин, отмечая роль М.Гафури в башкирской литературе, назвал его истинно Народным поэтом, так как по его произведениям можно изучать жизнь башкирского и татарского народов конца 19–го - начала 20-го веков, каждое значимое событие в общественно-политической жизни того периода нашло свое отражение в произведениях М.Гафури. Другой значительный вклад, который внес М.Гафури в литературу, - продолжил профессор А.З.Нигматуллин, – это создание современного литературного языка. М.Гафури первым среди татарских и башкирских писателей стал писать на языке, понятном народу, и принимал активное участие в реформе устаревшего литературного языка, засоренного заимствованными словами из арабского и персидского языков, выдерживая острую критику в свой адрес, обвинения в упрощении языка. Также он подчеркнул, что творчество Мажита Гафури представляет собой школу идейно-эстетической эволюции писателя, даже его ошибки являют собой поучительный пример. И если не изучать творческую эволюцию таких писателей, как М.Гафури, можно потерять ориентацию в развитии литературы.
        Профессор Г.С. Кунафин, излагая свои мысли о вкладе М.Гафури в тюркскую литературу, особо выделил его новаторство в трех областях: М.Гафури впервые в башкирской, татарской, а может быть и в тюркской литературе, главным героем своих произведений сделал простого человека-труженика, ввел и твердо отстаивал принцип реализма, следуя за М.Акмуллой, призывал к просвещению, но пошел дальше своего учителя в поэзии, заставил читателя задуматься о социальном неравенстве народа. Великим делает писателя его способность отобразить в своем творчестве социальные проблемы своей эпохи, - делает вывод профессор Г.С. Кунафин, - именно этим – острой социальной направленностью отличаются произведения М.Гафури: его повести, рассказы, басни. И сама личность Мажит Гафури и его творчество стали олицетворением целой эпохи в татаро-башкирской литературе и культуре и продолжают оказывать влияние на ее развитие.
        Останавливаясь на басенном творчестве М.Гафури, профессор Г.С.Кунафин отметил, что автор, прибегнув к приемам тонкого эзоповского языка, намного расширил масштабы общественной направленности содержания басен. Наряду с баснями морально-бытового плана, высмеивающими человеческие пороки, он пишет басни социально-политического плана, высмеивающие пороки классового общества, достигая при этом высокого художественного мастерства изображения. М.Гафури поистине совершил революцию в этом жанре в смысле новизны и содержания, а также художественной формы, - заключает он.
        Сотрудница БИРО Г.Р. Милиахметова, анализируя произведения М.Гафури, привела примеры новаторских приемов писателя, такие как: открытые высказывания и отношение самого автора, лирико-публицистические отступления по поводу происходящих событий в рассказе, изображение кульминационных моментов в стихотворной форме.   
        Научный сотрудник отдела литературы Института гуманитарных исследований АН Башкортостана Р.И. Биканачева обратила внимание участников конференции на то, что М.Гафури – прежде всего поэт. Его стихи и он сам – это явления любви к миру и духовности; души не искаженной ни корыстью, ни суетой; культуры, которая может быть попрана, но не может быть отнята у человека, отринута от человечества. 
        Тему гуманизма в творчестве М.Гафури развил в своем выступлении директор Фонда культуры имени поэта М.А. Гафуров, недавно выпустивший в свет монографию «Идея человечности и ее социокультурные основания». «Основное, что бросается в глаза при изучении творчества М.Гафури, - сказал он, - это духовная обеспокоенность нравственными и социальными человеческими проблемами, заставляющими его болезненно чувствовать шаткость и обреченность прежнего мира, преодолевать ценностную слепоту, то есть неспособность воспринимать ценности вообще и овладевать ими путем переживания. И это продуктивное предчувствие было настолько глубоким и невыразимым обычным языком, что он обратился к идее нового мировоззренческого синтеза современности. Этот синтез предстал у Гафури в виде тесной связи искусства, философии, психологии личности и мифологических образов, которая не означала примирение духа и чувственности, природы и свободы, а была направлена, прежде всего, против узко-прагматических ценностей и на осмысление глубочайшего единства жизни. Ретроспективный анализ творчества М.Гафури позволяет сказать, что гуманитарная культура, как основа человечности, есть своеобразный тип и стиль миропонимания, мировосприятия и мироотношения. Эта культура основывается, главным образом на трех ценностях: добре, истине и красоте».
        Темы - служения народу, гуманизма, пробуждения светлого начала в человеке, присущие произведениям М.Гафури, прозвучали в докладах и других участников конференции.
        Научный сотрудник отдела истории Института Гуманитарных исследований Г.Б. Азаматова ознакомила участников конференции с малоизвестной широкому кругу аудитории деятельностью М.Гафури, связанной с земством. Основываясь на архивных документах, она осветила плодотворную общественно-просветительскую деятельность М.Гафури дореволюционного периода, его активное сотрудничество с земством: в работе по организации библиотек, комиссии по отбору учебников для мусульманского населения, подготовке и издании просветительской литературы, словаря заимствованных слов, публикации статей.
         Учительница татарского языка и литературы Восточной школы города Бугульмы З.З. Хабибуллина ознакомила с программой изучения творчества М.Гафури в Татарстане. В программы русских школ для татарских детей включены следующие произведения: в 1-м классе стихотворения ”Школа”, "Старательные дети”; во 2-м классе – "Старательный мальчик”, "Лето”; в 3-м классе – "Труд детей”, "Дети и книга”; в 5-м классе – "В цветнике”, рассказ " Дикий гусь”; в 7-м классе – басня "Кто съел овцу?”, стихотворение "Татарское знамя”, в 11–м классе – при изучении творчества после 1917 года - стихотворение "Красное знамя”, в обзоре литературы 1920-1930-х годов поэма "Рабочий”. Подитоживая свое выступление известный в своей Республике педагог сказала: - Произведения Мажита Гафури "Моя биография”, повести "На золотых приисках поэта”, "Черноликие” мы изучаем на внеклассных занятиях, так как они не входят в программу. Я думаю, что не изучив эти произведения писателя, дети не смогут дать должную оценку его жизни и творчеству. Биография, творчество М.Гафури – это биография, история литературы и культуры татарского и башкирского народов. Поэтому жизнь и творчество М.Гафури учащиеся должны изучать. В новом учебном году начинаем изучать татарскую литературу по новому стандарту. Надеемся, что для изучения творчества писателя будет включено больше произведений.
         Ангел Христов – один из активных участников Всемирного Болгарского движения, прочитав рассказ М.Гафури "Булгарская девушка Айсылу”, прислал свой отзыв: "Эта новелла „Булгарская девушка Айсылу” шокировала меня. В ней очень мало слов, но воздействие, которое она имеет, может быть приравнено воздействию романа и того больше. Я всегда хвастался нашим поэтом-революционером Христо Ботевым, погибшим в 29 лет в бою с турецкими поработителями. Его стихи „...И гора зашуми, вятър повее...” (непоэтический перевод – „... Сначала лес зашумит, после начинает ветер веять...”) украшали вход Сорбонны в Париже. Лирика Мажита Гафури не меньше воздействует на человека даже в том переводе на русский язык”.
        Поясним: этот лирический рассказ М.Гафури получил приз журнала „Шуро” за красоту слога и мы думаем, достоин изучения в школьной программе как образец художественного мастерства в передаче тончайших нюансов эмоций и чувств человека.
          Р.Ф.Гайсина - воспитательница Республиканской музыкальной гимназии имени Г.Альмухаметова поделилась опытом своей работы. Она активно применяет экскурсию «По местам М.Гафури в г.Уфе» как метод изучения творческой биографии первого Народного поэта и нравственного, духовного воспитания учащихся.
          С.С. Кудашева рассказала о том, как многое было сделано ее отцом С.Кудашем для сохранения и увековечивания светлой памяти своего учителя М.Гафури. Под его редакцией был выпущен сборник «Современники о М.Гафури», написана трилогия воспоминаний. А его рекомендации Дому-музею Мажита Гафури не потеряли своей злободневности и сегодня.
          Методист краеведческого отдела Республиканской библиотеки Г.С. Ахмадиева ознакомила участников конференции с подготовленным ею библиографическим справочником по творчеству М.Гафури, включающим более двух с половиной тысяч источников – плодом ее пятилетнего труда. 
          Участники секции, посвященной М.Гафури, внесли предложения: изучать больше произведений М.Гафури в школах, провести в год юбилея поэта круглые столы с участием преподавателей, учащихся и студентов по названной теме: «Место и роль М.Гафури в тюркской и евразийской литературе и культуре». Выслушав и обсудив выступления участников, научно-практическая конференция рекомендовала муниципальным органам управления образования наряду с другими провести мероприятия, посвященные 130-летию со дня рождения Мажита Гафури.
     
    Л.М. Камаева, к.псх.н., ст. преподаватель кафедры психологии БГПУ имени М.Акмуллы, председатель Совета Фонда культуры имени М.Гафури
    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (03.04.2010)
    Просмотров: 2360 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz