Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    На сцене - "Черноликие"
    04.08.2010 газета "Истоки", 28.07.2010 "Башкортостан" www.istoki-rb.ru
    Люция КАМАЕВА  www.kumertau.bezformata.ru www.ufa.bezformata.ru
    www. sterlitamak.bezformata.ru
       «Завидна судьба повести Мажита Гафури "Черноликие”», – писал в 1965 году в газете «Советская Башкирия» Суюндук Саитов в связи с первой постановкой балета «Черноликие» по мотивам одноименной повести Мажита Гафури.
       Да, поистине народную любовь завоевало это произведение народного поэта. Когда в 1940 году во всесоюзном масштабе отмечался 60-летний юбилей Мажита Гафури, литературовед Амир Чанышев написал: «Повесть "Черноликие” ("Опозоренные”) – это поистине шедевр башкирской литературы. По глубине художественного обобщения, по проникновению в сложную человеческую психику, гуманизму и народности ее можно поставить в ряд лучших образцов русской классической литературы. Ее можно смело назвать энциклопедией дореволюционной жизни башкирского народа. Весьма трудно встретить грамотного башкира или татарина, не знающего или не прочитавшего это произведение Гафури».
       И это произведение Мажита Гафури оказало большое влияние на развитие сценического искусства как в Башкортостане, так и в Татарстане. Первая постановка «Черноликих» в инсценировке Гайнана Амири и Вали Галимова состоялась 5 мая 1938 года в Башкирском драматическом театре, и более 50 лет этот спектакль был визитной карточкой театра. Колоритные образы как главных героев спектакля Закира и Галимы, так и героев второго плана надолго запечатлелись в зрительских сердцах.
         В 1981 году в Казани по мотивам повести Гафури к 100-летию со дня его рождения была поставлена опера «Кара за любовь». Сценическую жизнь опере дали режиссер Н. Даутов, дирижер В. Куценко, народный художник ТАССР Э. Нагаев, хормейстер И. Рахматуллин, большой актерский коллектив. Много труда и творческого вдохновения вложили в создание своих образов народные артисты ТАССР Зухра Сунгатуллина (Галима) и Хайдар Бегичев (Закир). Вот как вспоминала о работе над оперой Зухра Сунгатуллина: «Оперу мы исполняли в Кремлевском дворце съездов. Не передать словами то волнение, когда мы вышли на сцену и увидели перед собой настоящее людское море – на спектакль пришли пять тысяч зрителей, среди них было много татар, которые приехали со всего мира. Фурор был такой, что после спектакля поклонники нас с Хайдаром несли на руках до гостиницы "Россия”». Правительство республики высоко оценило труд создателей оперы: авторы и ведущие исполнители были удостоены Государственной премии имени Габдуллы Тукая.
        А кукольный спектакль «Галима» по мотивам повести Мажита Гафури стал победителем на Международном фестивале в Венгрии в 1982 году. «Выражаясь высокопарно, – отмечал впоследствии журнал «Культура», – Грибанова и Штейн впустили высокую трагедию в стены кукольного театра. Их герои подобно своим создателям оказались способными воспарить. Это сегодня на сцене (с помощью компьютерной графики) не летают разве что ленивые. А тогда, в 1980 году, когда над подмостками Уфимского театра кукол в спектакле Штейна – Грибановой "Галима” вознеслись и по-шагаловски поплыли в воздухе влюбленные герои поэтической трагедии М. Гафури "Черноликие”, это стало истинным театральным откровением».
         В нашей республике в 1965 году произвел фурор балет «Черноликие» в постановке Хашима Мустаева. В рецензиях тех лет читаем: «Башкирское искусство обогатилось еще одним крупным и ярким произведением. Это новый балет Х. Заимова и А. Чугаева "Черноликие”. Безусловно, самая сильная сторона нового балета, его душа, его сердце – это великолепная музыка. В ней удачно сливаются вдохновение и ум, богатство яркого мелодического материала и очень расчетливое, разумное его использование, яркий национальный башкирский колорит и дыхание настоящего симфонизма. И наконец, вся музыка балета пронизана танцевальностью, она как бы рождает собою движение, танец. Вместе с тем она предельно ясно воплощает драматургию балета и поднимает сюжет до романтически трагедийных высот обобщения» (Л. Атанова).
          Высоко оценивает работу постановщика Ф. Каримов: «В новом балете прежде всего восхищают танцы. Их в нем много. И все поставлены интересно и своеобразно, гармонично организованы и обобщены… Движения быстрые и действенные, все элементы башкирского танца переданы через классический балет. Как балетмейстер смог соединить народные танцы и образцы классического балета? На этот вопрос трудно дать ответ. Вот в этом и заключается дар постановщика». Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, потрясенный увиденным, писал: «Танцы жизнерадостной, нежной и целомудренной девушки Галимы (Гузель Сулейманова) и ее возлюбленного Закира (Фаузи Саттаров) пленяют красотой линий и чистым юношеским порывом. Каждый образ в этом спектакле вылеплен предельно выразительно и находится в постоянном развитии. Полная гармония музыки и танца создает единую симфонию спектакля. Трагедия, которая разыгрывается на сцене, потрясает, не оставляет равнодушным к судьбе героев…»
       Оформил спектакль талантливый художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Мохаммат Арсланов (декорации спектакля и костюмы сделаны по его эскизам) – за эту работу он был удостоен Государственной премии имени Салавата Юлаева.
        Каждый, кто принял участие в создании этого балетного спектакля, делал это с большой любовью, вкладывая всю свою душу и талант. Иначе и быть не могло, ведь «Черноликие» – самое любимое произведение Мажита Гафури, в образе Галимы – ее поведении, внешности, голосе, характере – он обрисовал свою загубленную красавицу сестру Сафию. Безвременная гибель сестры на всю жизнь осталась незаживающей раной в сердце Мажита, «одной из миллионов жертв старой жизни».
         В Мемориальном доме-музее народного поэта состоялось заседание совета Фонда культуры имени М. Гафури. На повестке дня обсуждался вопрос о постановке на подмостках театров Уфы и других городов республики спектаклей по произведениям Гафури, прежде всего одноименных драматического и балетного спектаклей на основе его классического произведения «Черноликие». В этом разговоре приняли участие директор БГТОиБ В. Рихтер, главный режиссер театра «Нур» А. Сафиуллин, заведующая литературным отделом БГТД имени Мажита Гафури Р. Ягудина, музыковед Г. Галина, доцент БашГУ И. Янбаев, постановщик балета «Черноликие», хореограф-консультант БГААТ им. Файзи Гаскарова Х. Мустаев, председатель Башкирского отделения Союза театральных деятелей России А. Абушахманов.
        В резюме заседания директор Фонда Мадриль Гафуров сказал, что к 130-летию со дня рождения классика художественным советам театров необходимо включить – с учетом реалий времени – в свои планы постановки спектаклей по «Черноликим»: зритель давно их ждет. Это пожелание горячо поддержал А. Абушахманов, обративший особое внимание на новую постановку балета «Черноликие».
       Отрадно отметить, что вопрос о постановке спектаклей по произведениям Мажита Гафури сдвинулся с мертвой точки. И есть надежда, что новое поколение зрителей увидит и балет, и драму, и кукольный спектакль, и оперу «Черноликие», что найдутся талантливые, неравнодушные к национальной культуре сценаристы, хореографы, режиссеры, которые обратятся и к другим произведениям первого народного поэта Башкортостана Мажита Гафури и воплотят их на сцене.


    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (28.08.2010)
    Просмотров: 1709 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz