Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Мажит Гафури - новое время
    МАЖИТ ГАФУРИ - НОВОЕ ВРЕМЯ

    Кацерик Г., «Истоки», 13 августа 2008г. 

         Первого августа Фонд культуры «Мажит Гафури – XXI век» провел свое традиционное заседание, на котором был обсужден примерный план мероприятий по подготовке к 130-летию (1880-1934) выдающегося классика башкирской и татарской литературы, первого народного поэта Башкирии. В заседании приняли участие: председатель Фонда Люция Камаева, кандидат психологических наук; исполнительный директор Фонда Мадриль Гафуров; писатель Амир Аминев, имам Мухаммат Галлямов; народный артист РБ Ахтям Абушахманов; балетмейстер, заслуженный деятель искусств РБ Хашим Мустаев.
         В моей памяти Мажит Гафури сохранился как хрестоматийный поэт школьной программы совсем еще недавнего советского времени. И теперь я знаю, что он всегда был мне близок по своему духу борца за свободу и справедливость. Как истый народник и вольнодумец, к каким я всегда входил, как выражаются на востоке, с непокрытой головой и босыми ногами. При этом он обладал еще и редким даром творить высокие – гражданские, патриотические («Я – патриот» и др.) – стихи с завидным мастерством, какого начисто лишены нынешние стихотворцы. Вместе с тем он был редким по эмоциональности, прямо-таки неистовым лириком. Словно Омар Хайям – «пьяным от жизни» поэтом. Достаточно привести здесь хотя бы две строки из его лирического стихотворения «Воспоминания юности»:
     …Неистовство мое увидев, люди скажут:
    Над розою умрет влюбленный соловей.
          Теперь эту неистовую лирику переводят на турецкий, арабский, английский языки, и не кто-нибудь, а наши собственные, доморощенные переводчики, какие присутствовали на заседании фонда и показали нам свои переводы. И было бы хорошо увидеть томик его лирических стихов именно с переводами на другие языки к тому же юбилею. Например, в нашем общественном издании – «Библиотека «Истоки». Но для этого, как и для прочих изданий, необходим спонсор. Какой-нибудь интеллигентный интеллектуал, поклонник восточной поэзии.
          На заседании зашла речь о возрождении спектакля на сцене одного из театров РБ и балета на сцене Башкирской оперы, созданных в свое время по повести Мажита Гафури «Черноликие», какую в советское время считали чрезвычайно антирелигиозной. Известно также, что за антирелигиозные мотивы своего творчества Мажит Гафури был проклят реакционным духовенством. В связи с чем и было высказано мнение, что с нынешним отношением к религии все эти постановки должны быть соответсвенно пересмотрены и обновлены.
          Разумеется, всякий художественный текст прошлых лет отбречен на новое прочтение. Так что интерпретация художественных произведений, тем более при их постановке или экранизации, ныне почти рутинное дело. И все же Мажит Гафури вряд ли когда был воинствующим атеистом. Другое дело, что он был критическим реалистом, что говорит лишь о качестве его интеллекта, и поэтому он выступал не против религии, а против невежества вообще. Против темного религиозного фанатизма и мракобесия как простых верующих, так и их пастырей.
         Как-то СМИ сообщали, что в одной из российских областей была запрещена постановка «сказки о попе и его работнике Балде», якобы унижающая достоинство верующих. Вот это и есть пример обскуратизма нашего времени, когда запрещаются театры, сжигаются книги («Код да Винчи»), придаются анафеме поэты, драматурги, писатели (Салман Рушди)… Это и есть дремучее непонимание того, что Александр Сергеевич Пушкин боролся не с религией, а стем же самым невежеством. С тупостью и жадностью тупых и невежественных «толоконных лбов». За чистоту, так сказать, рядов того же священства…
        Кстати, все эти мои сомнения рассеял присутствующий на заседании имам, который высказался, и довольно эмоционально, в том плане, что Мажит Гафури полностью реабилитирован. И что религиозные деятели относятся к нему как к выдающейся личности, творчество которой не арсходится с догматами веры… Это поразило и даже восхитило меня!.. Тем паче, что православная церковь так и не примирилась с Л.Толстым – великим русским мыслителем и гениальным писателем, к тому же еще и глубоко верующим человеком.
        Еще мне вспоминается, насколько я был поражен однажды этим емким и ярким словом «черноликие», введенным Мажитом Гафури в наш тусклый лексикон. Словом, какое было еще и пророчество. Словно поэт предупреждал нас всех: «Люди, будьте бдительны! Они идут…»
       Что же до самой повести и ее постановки на сцене театра, то это была очевидная разработка одной из вечных литературных тем – наподобие темя Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Тахира и Зухры… И не потому ли именно это произведение было принято с таким воодушевлением народом и стало стимулом для других поэтов и писателей, драматургов, балетмейстеров, художников? В частности, для народного художника Р.Нурмухаметова, написавшего, на мой взгляд, лучшую из «социальных» картин нашего времени – «Жертвы шариата», равную по своей выразительности суриковской «Боярыне Морозовой».
       Для меня интересна здесь и очевидна параллель Мажита Гафури с Емельяном Ярославским - организатором атеистического движения в Советской России. Ведь они были ровесниками. Оба были просветителями, писателями, публицистами. Оба сразу же и навсегда встали на сторону идеалов народной революции. Причем Ярославский бывал в Уфе именно в те годы, когда там жил и работал Гафури. Но встречались они или нет, мне неизвестно…
       Теперь модно поносить непримиримых воинствующих атеистов, но даже идеолог атеизма Ярославский никогда не был таковым. К примеру, он писал белебеевским пионерам – «работникам атеистического фронта»: «Позвольте вс еже мне, старому безбожнику, дать вам, моим юным друзьям, совет: не очень-то налегайте на эту работу… Эта работа важна, но у юных пионеров много не менее важных задач».
       Лично мне дорог Мажит Гафури не только своей идеологией, но своей суровой судьбой. Он учил других и постоянно сам учился. И это при своем раннем сиротстве. При тяжелейшей жизни на грани едва ли ни нищеты. Он был свидетелем и соучастником начала самого революционного в истории человечества века. И не зря торопил свое поэтическое перо:
    «Эй, перо, торопись, эти дни опиши!»
    И тут же давал себе твердую установку:
     Я кровью сердца моего
    Свои стихи писать начну…
       И исключительно вдумчиво и самокритично признавался – вам, нам, себе, всем: «Знаю, иногда в болоте жизни застревала и моя нога»… И тут же призывал: «Товарищ, подойди! Подай мне руку!» И ныне, на рубеже своего нового юбилея, через целое столетие Мажит Гафури сам протягивает нам руку. Всем тем, кто еще помнит беспримерную борьбу народов России за равноправие, свободу и справедливость. Всем тем, кто не предал великое дело своих отцов, дедов и прадедов.
    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (08.01.2010)
    Просмотров: 863 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz