Приветствуем гостей и посетителей нашего сайта!
Меню сайта
  • Главная страница

  • О Фонде

  • Мероприятия Фонда

  • Каталог статей

  • Обратная связь

  • Фотографии с мероприятий Фонда

  • Родственники Мажита Гафури

  • Филиал в городе Екатеринбурге

  • Услуги

  • Категории раздела
    Филиал в г. Екатеринбурге [0]
    Екатеринбургское региональное общество имени Мажита Гафури (филиала «Гафури XXI век»).
    Мои статьи [112]
    Мини-чат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Классик татарской и башкирской литературы
    www.ryltat.ru Республиканская юношеская библиотека Татарстана
    Классик татарской и башкирской литературы
    (к 130-летию со дня рождения писателя, публициста, народного поэта Башкортостана Маджита Гафури)
     

       В 2010 году исполняется 130 лет со дня рождения Маджита Гафури. Маджит Нурганиевич Гафури родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Каран Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье сельского учителя. Рано осиротел. Учился в сельском медресе. Был сезонным рабочим на Урале. В 1905 году приехал в Казань, поступил в медресе "Мухаммадия", затем продолжил учебу в Уфе в медресе "Галия". В 1902 году Маджит написал свое первое сатирическое стихотворение "Ишану", в котором высмеял религиозный фанатизм. В стихотворениях "Сибирская железная дорога" (1904г.), "Бедняки" (1909г.), повести "Жизнь, прошедшая в нищете" (1904г.) Маджит Гафури описал жизнь простых людей. Постепенно критическая направленность его творчества усиливалась. Сборники "Моя молодость" (1906г.), "Любовь к нации" (1907г.) были конфискованы как призывающие к свержению существующего строя. 
    Ранняя лирика Маджита Гафури вошла в сборники "Стихотворения Гафури" (1909г.), "Впечатления" (1990г.), "Мелодия и печаль" (1911г.) Стихи М. Гафури отличаются разнообразием социальных мотивов и богатством лирических настроений. С годами в поэзии молодого автора усиливается психологизм. Традиции татарской просветительской литературы, реалистические элементы Востока и художественные достижения татарского и башкирского фольклора образовали в творчестве М. Гафури тот идейно-художественный сплав, который в начале XX века обогатился революционными идеями. Средством преобразования общества Маждит Гафури считал просвещение. Уже в произведениях начального периода творчества он проявил себя как писатель-реалист.
    События 1905-1907 гг. обострили интерес М. Гафури к национально-освободительным идеям. Он стремился рассматривать национальные задачи в свете современной борьбы трудящихся против царизма. Позднее, в ответ на наступление реакции, М. Гафури усиливал внимание к социальным проблемам, страданиям народа, защите прав угнетенных ("Я вышел на базар", "Богач и его работник", "Нищий ребенок", "Жалею!", "Мертвая душа").
    В эти же годы М. Гафури обратился к басенному жанру, создал целую галерею сатирических персонажей. В 1907-1917гг. им написано 25 басен. В некоторых из них чувствуется влияние И.А.Крылова. Социальную направленность имеют басни "Бык и волк", "Кто съел овцу", "Собака и заяц". Образное, аллегорическое решение проблемы взаимоотношений правителей и народа представлено в баснях "Соловей", "Выборы птицами царя". Антропологизм М. Гафури как закономерное продолжение его просветительских убеждений проявился в произведении "Жизнь Хамита". Несмотря на некоторую перенасыщенность повести безотрадными картинами бытия, в ней имеется реалистическая достоверность. В последующих литературных исканиях писателя происходит крутой поворот от трагизма к оптимизму. В поэтическом мире М. Гафури проявились романтика любви и воцарение разумной силы, освещающей духовный и социальный мир людей. В повести "Любовные письма" торжествуют культ любви, идеалы счастья. Стихотворения "Любовь" "Рассвет" также пронизаны оптимизмом. С началом Первой Мировой войны романтика любви и дружбы уступает место скорби и осуждению насилия. В 1915 году М. Гафури написал известные стихотворения "Видно нет тебя, Аллах!" и "Кто он?", в которых выразил ненависть народа к войне и заклеймил ее как преступление перед человечеством. Резкий протест против братоубийственной войны он выразил в рассказе "Солдатка Хамида".
    Революционные события 1917 года Маджит Гафури принял восторженно, посвятив им немало стихов: "Красный флаг", "Утро свободы", "Судный день", "Наш путь". В стихотворении "Луч", посвященном памяти революционера М. Вахитова, он акцентировал внимание на жертвенности революционных героев. Одна из главных тем - изображение рабского труда в прошлом с позиций идеала свободного труда. В новом качестве она представлена в поэме "Труженик", в 1927 году он вновь возвратился к поэме, создав ее драматический вариант. На это сюжет композиторы Г. Альмухамедов, С. Габаши и В. Виноградов написали одноименную оперу, одну из первых в татарской музыкальной культуре.
    Пьеса "Красная звезда"(1925г.) посвящена событиям в деревне в годы Гражданской войны. О голоде 1921-23гг. рассказывают стихотворения "Голодный", "Увядшие цветы", "Плачут!", поэма "Людоеды" вошедшие в сборник "В когтях голода". Наибольшую известность принесла М. Гафури повесть "Черноликие" (1927г.), отличающаяся точной обрисовкой психологии героев и глубиной анализа социальных явлений. Сюжет основан на подлинных событиях, происходивших в родной деревне писателя в конце XIX века. Героиня повести Галима, столкнувшись с невежеством и жестокостью патриархального мира, погибает. Чтобы показать глубину трагедии, пережитой девушкой, автор использовал приемы антитезы и контраста. В повести "Черноликие" М. Гафури удалось достичь принципиально новых высот социального обобщения. По мотивам этой повести в 1981 году композитором Б. Мулюковым написана одноименная опера (либретто Гарая Рахима; поставлена в Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени М. Джалиля в 1982году). В повести "Ступени жизни" (1927г.) М. Гафури обратился к событиям Первой мировой войны и революционным событиям 1917 года. Здесь прослеживается формирование характера главного героя Вахита, ставшего подлинным борцом за права трудящихся. В автобиографической повести "На золотых приисках поэта" (1929г.) Маждитом Гафури ярко обрисована беспросветная жизнь рабочих на золотых приисках, с большой любовью показаны высокие нравственные качества простых людей.
    Маждит Гафури активно публиковался в татарской и башкирской периодической печати. Его очерки и корреспонденции, появлявшиеся на страницах газет "Шарык ярлылары", "Безнен юл", "Янга авыл", "Янга юл", Кызыл юл", "Совет эдэбияты", отображали судьбу татарского и башкирского народов.
    Скончался Маджит Нурганиевич Гафури 28 октября 1934 года в Уфе.

    Категория: Мои статьи | Добавил: gafuri (14.09.2010)
    Просмотров: 990 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz