УДК 811.512.141 + (801.311 )
Р.А. Шаяхметов
ГОДОНИМИЯ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МАЛОГО КУЛЬТОВОГО ОБЪЕКТА
(НА ПРИМЕРЕ СИБАЯ)
В июне 2012 в Уфе на конференции «Урал-Алтай» группа
этнографов и археологов познакомила с работой «Малые культовые объекты в Башкирском
Зауралье: к постановке проблемы». Зауральские археологические находки,
малые культовые объекты и связанные с ними легенды, мемораты, свидетельства
русских исследователей рассмотрены воедино, воссоздавая связь времен, единый
исторический феномен башкирской традиционной культуры. Найденные этнографические
и лингвистические параллели у казахов и алтайцев позволяют ставить малые
культовые объекты Зауралья в общее урало-алтайское культурное пространство [Малые культовые объекты…].
На господствующих вершинах гор в Зауралье башкиры до
нашего времени складывают из камней особые сооружения караскы (буквально – «стража»), посвященные духам гор (эйәләр)
и Земли-воды (ер-hыу). В ряде случаев – духам
предков (аруах), при этом культовый
объект может не иметь специального обозначения и их называют Өйәм, Уба «куча» [Малые культовые
объекты…, 9, 12].
Эти башкирские традиционные верования в условиях новой
советской реальности, а именно в горняцком городе Сибае на месте кочевок рода
Сибаевых, преобразованы с почти полной утратой культурной преемственности в
визуальной форме (установление памятных знаков) и в годонимии.
Характерный пример сказанного: считающийся основателем
города сэсэн Сибай-кантон почитается увековечиванием имени в годониме ул. Сибаева и установлением его бюста в память от
благодарных потомков (при отсутствии прижизненных изображений, запрете в исламе
на изображение человека, сохранении не-тюрской именной формулы Шаяхмет Сибаев).
Уже выбор имени нового города Сибай или Южноуральск в 1954
году, шедший в остром конфликте старых (башкирских) и новых (советских)
традиций, показывает типичный эпизод трансформации местных верований, включая о
духах умерших и их почитании. Поверие, что духи-хозяева гор живут в расщелинах
скал, перекликается с легендой о безымянным охотнике из деревни Старый Сибай, раскопавший на горе норку, найдя
в ней руду, тем самым дав в итоге
современный город Сибай.
Продолжение примера: установление на ул. Белова бюста в
память о сибайце Герое Советского Союза Фёдоре Ивановиче Белове (1920 – 1979). Ул.
Белова – это переименованная ул. Суворова, т.е. из того же семантического ряда ‘Воины’.
Показателен и случай переноса на ул. Матросова бюста Александра Матросова
(связанный с новой мифологемой о происхождении из Учалинского района и его настоящем
именем Шакирьян Юнусович Мухамедьянов) с созданием мини-парка.
Отантропонимические годонимы в честь земляков, открывших
Сибайские месторождения, появились после распада Союза. Это ул. Петропавловская
(< Петропавловский С.А.) Ковалева (< Ковалёв Ф.И.), Мутаева (в пос.
«Южный») (< Мутаев И.Ф.) [Хусаинова 2007].
Переименования коснулись первой
годонимической системы Сибая, формировавшаяся в русле советской революционной
мифологии, в отрыве от башкирской традиционной культуры. Главные улицы получили
сакральное имя вождей (Ленина, Сталина, Энгельса), второстепенные – что рангом
поменьше. Эта топосистема десакрализировалась еще при Союзе: в 1962 проспект
Сталина переименован на проспект Горняков, в 1973 часть ул. К. Цеткин – в улицу
Учалинская. Сохранившиеся названия от того времени: улицы Сакко и Ванцетти,
Кирова, Дзержинского, Цюрупы и др. почти ничего говорят новому поколению. Переименование
советского символа (ул. Свердлова) на имя-символ независимости Башкортостана
(ул. Заки Валиди) является закономерным шагом в этом процессе.
Новейший цикл легенд (формирование трех башкирских полков,
воевавших против Наполеона), порожденный 200-летним юбилеем Отечественной
войны, породил и появление новых культовых
объектов, опосредованно связанных с культом предков: памятник Северному
Амуру на месте слияния рек Карагайлы и Туяляс и имя улицы Северных Амуров в
пос. Сармат.
Астионимы Сармат,
Аркаим и годоним Сарматская –
попытка исторической связи с еще более древним башкирским населением. И, что
символично, 13 сарматских курганов с тюркским названием Бишуба
нет – распашены вместе с памятью, но есть имя. По устному сообщению Юнира Минишева, на месте
курганов возник посёлок, носивший имя Баштуба,
затем Биштуба,
потом Сарматы и сейчас Сармат.
Топоним Бишуба очевидно,
первоначально ороним из башкир. биш ‘пять’ + уба ‘курган, насыпной могильный холм’. Утраченный культурный
подтекст восстанвливается: число биш
‘пять’ символ множества, давности, включает четыре стороны света и центр
мироздания – кол [Хисамитдинова 2010, 69], а уба – другое именование караскы
– культовое место. При этом караскы может сооружаться таким образом: пять в линию,
средняя выше, чем остальные
и имеет сквозное отверстие, что, возможно, «символизирует четыре грани мира» [Малые культовые объекты…9].
Получается, что годоним Сарматская – это репрезентация малого культового объекта, уже
утраченного, но сохранившегося в имени.
Автор благодарит директора Сибайского
историко-краеведческого музея Юнира Аюповича Минишева за помощь при создании статьи.
Список
литературы
1. Малые культовые объекты… – Аминев З.Г., Котов В.Г., Овсянников В.В.,
Савельев Н.С. Малые культовые объекты в Башкирском Зауралье: к постановке
проблемы // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы V
всероссийской тюркологической конференции / составитель В.Г. Котов. Кн.2. Уфа, 2012. С. 6-20.
2. Подольская, 1978 – Подольская Н. В. Словарь русской ономастической
терминологии. – М.: Наука, 1978.
– 198 с.
3. Батоцыренов, 2012 – Батоцыренов,
Э. А. Годонимы города Улан-Удэ // Вестник Бурятского государственного
университета. – 2012. – Вып. 4: Биология. География. – С. 3-5. ISSN 1994-0866
4. Матузова 2012 –
Матузова Т. А. Годонимы малого
города (на примере г. Тара) // Научно-практическая конференция «Инновационное развитие малого
города в условиях постиндустриального общества» г.Тара, 26-27 мая 2012. URL http://www.irkonf.omgpu.ru/sampledata/104_4fab7c0aeab69.docx
5. Рабаданова, 2011 – Рабаданова,
Л. Н. Годонимы полиэтнического города в аспекте переименования // Вестник
Университета Российской Академии Образования. – 2011. – № 5. – С. 122-124. – ISSN 20725833
6. Салимова, Низамова, 2012 – Салимова Д.А., Низамова М. Ф. Словообразовательные модели линейных
урбонимов города Елабуги // Сборник научных трудов SWorld.: Материалы
международной научно-практической конференции «Современные направления
теоретических и прикладных исследований ’2012» – Выпуск 1. Том 26. – Одесса:
КУПРИЕНКО, 2012. – С. 65-68. ISSN 22240187
7. Седельникова 2010 – Седельникова Н.А. Областное краеведение как социокультурный феномен
в Среднем Приртышье в 30-80-е годы 20 века (на материалах Омской области). –
Автореферат… дисс. канд. ист. наук. – Омск, 2010.
8. Шеуджен,
2009 – Шеуджен С.Н. Годонимы
Теучежского района Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета.
Сер.: Филология и искусствоведение. – 2009. – Вып : 2 (45). – С. 232-236.
9. Разумов 2003 – Разумов,
Р. В. Система урбанонимов русского провинциального города конца XVIII-XX веков (на примере Костромы, Рыбинска и Ярославля): дис.... канд. филол.
наук. – Ярославль, 2003.
10. Разумов 2009 –
Разумов, Р. В. История города в
названиях улиц / Р. В. Разумов // Мир русского слова. – 2009. – № 1. – С.
105-107.
11. Аксенов, Яралян 2012 – Аксенов К. Э., Яралян С. А. Идеологизация пространства с использованием
городской топонимики в странах СНГ // Региональные исследования. – 2012. – № 1.
– С. 3-11. – ISSN 19945280
12. Хусаинова 2007 – Хусаинова А.М. К истории открытия
Сибайского месторождения руд на Южном Урале // Вестник Поморского
университета.– 2007. – № 5. – С.43-45.
13. Хисамитдинова 2010 – Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.:
Наука, 2010.
14. Берлизов 2011 – Берлизов, Н. Е. Ритмы Сарматии:
Савромато-сарматские племена Южной России в VII в. до н. э. – V в. н. э. Ч. I/ Н.
Е. Берлизов; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф.
образования Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств. –Краснодар: КГУКИ: Парабеллум,
2011. ISBN:
9785904423339
Годоним – ‘название линейного объекта в городе, в т.[ом] ч.[исле]
проспекта, улицы, линии, переулка, проезда, бульвара, набережной’ [Подольская,
1978, с.50-51] – и их совокупность (годонимия) города активно рассматривается
как лингвистическая проблема (см. [Батоцыренов, 2012], [Матузова 2012], [Рабаданова, 2011], [Салимова, Низамова,
2012], [Шеуджен, 2009]), в меньшей степени – краеведческая ([Седельникова
2010]), еще реже затрагиваются исторические вопросы ([Разумов 2003], [Разумов
2009]), политологические ([Аксенов, Яралян 2012]).
|